ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ АРАДО АR196А-5

По назначению Аr 196А-5 — поплавковый разведчик и корректировщик артиллерийского огня; он мог также ограниченно применяться как штурмовик против небольших судов и как гидроистребитель. По схеме машина представляла собой одномоторный подкосный моноплан, установленный на два поплавка. Экипаж — два человека: пилот и наблюдатель-стрелок.

Крыло в плане — трапециевидной формы, с округлыми отъемными закон-цовками, передняя кромка — прямая. Оно делилось на центроплан, изготовлявшийся вместе с фюзеляжем, и две отъемные консоли. Стык крыла и фюзеляжа закрывался металлическим зализом. Каркас крыла состоял из двух лонжеронов и 32 нервюр. Обшивка — металлическая, из листов алюминиевого сплава «гидроналюминиум». На задней кромке крыла размещались элероны и щитки. Элероны имели металлический каркас и обтягивались полотном; оба снабжались триммерами. Снизу под элеронами монтировались наружные массовые балансиры (по два под каждым элероном).

При хранении на корабле крылья складывались, поворачиваясь вокруг шарнирного узла у задней кромки. Перед этим подкос, идущий от поплавка, отсоединялся и укладывался параллельно плоскости. В сложенном положении крылья лежали вдоль оси самолета в наклонном положении; их удерживали два съемных раскоса.

Основа силовой конструкции фюзеляжа — четырехгранная ферма, сваренная из стальных труб. На нее сверху надевался легкий каркас из шпангоутов и стрингеров, придающий фюзеляжу округлое сечение. Обшивка передней части — дюралюминиевый лист, задняя (от задней кромки крыла) обтягивалась полотном.

Компоновка фюзеляжа — классическая для одномоторной машины.

В передней части размещалась мотоустановка, далее за противопожарной перегородкой находились масляный бак и кабины экипажа, закрытые общим фонарем. Последний состоял из козырька и двух сдвижных секций. На козырьке сверху крепилось зеркало обзора назад и мачта радиоантенны (с правой стороны с наклоном вбок). Передняя секция сдвигалась назад, задняя — вперед. На последней монтировались поворачивающиеся дефлекторы, прикрывающие наблюдателя при стрельбе.

Пилот сидел в металлическом кресле с чашкой под парашют. Положение кресла могло регулироваться штурвалом под левой рукой летчика. За креслом была смонтирована ферма из труб, на вершине которой крепился подголовник. С задней стороны к ферме присоединялся столик для карт, а в ее основании находилась радиостанция. Наблюдатель-стрелок размещался на сдвигающемся сиденье в задней кабине и мог занимать два рабочих положения. Обычно наблюдатель сидел лицом вперед по полету возле радиостанции и столика, а при стрельбе поворачивался назад — лицом к пулеметной установке. Задняя часть фюзеляжа практически пустовала. Снизу под ней находился захват для катапульты, а под хвостовым оперением — скоба.

Хвостовое оперение присоединялось к задней части фюзеляжа. Киль — цельнометаллический, с дюралюминиевой обшивкой. Сопряжение его корневой части с фюзеляжем прикрывал зализ. Рули имели аэродинамическую и весовую балансировку. Руль направления с металлическим каркасом и полотняной обтяжкой снабжался внутренним весовым балансиром и триммером. Стабилизатор — свободнонесущий, цельнометаллический, состоял из двух половин, стыкующихся с фюзеляжем.

Его каркас включал два лонжерона и набор нервюр. Руль высоты — неразъемный, с дюралюминиевым каркасом и полотняной обтяжкой, с триммером, смонтированным по оси самолета.

Поплавки — однореданные, цельнометаллические, с округлой формой верхней части. На последней сверху и с боков имелись четыре ребра жесткости. Водоизмещение поплавка — 2750 л. Каждый поплавок был разбит перегородками на семь водонепроницаемых отсеков. Доступ в отсеки — через крышки сверху. В поплавках размещались бензобаки, дымовые приборы и аварийный комплект. На каждом поплавке крепился водяной руль с тросовым управлением от рычага в кабине пилота.

Поплавки крепились к фюзеляжу стойками из стальных труб, закрытых дюралюминиевыми обтекателями. В передних стойках находились топливные магистрали, а снаружи на их обтекателях крепились ступеньки для подъема экипажа на крыло самолета. Выше ступенек на фюзеляже предусмотрели потайные ручки, прикрывавшиеся подпружиненными крышками. Сверху стойка соединялась с башмаком на шпангоуте фюзеляжа, снизу — с башмаком на поплавке. К башмаку у передней стойки присоединялся также подкос, шедший к крылу. Соединение его с крылом — быстроразъемное. В поперечной плоскости стойки и поплавки соединялись системой подкосов. Жесткость всей конструкции крепления шасси повышалась перекрестными расчалками, располагавшимися в плоскостях стоек и горизонтально между поплавками.

Перед выкаткой на берег самолет закреплялся на штатной тележке с ложементами для поплавков, крепившейся в районе реданов.

Тележка могла буксироваться автомобилем, трактором или перекатываться вручную. Для последнего она снабжалась поручнями по бокам. При подъеме из воды краном тросы закреплялись в четырех точках по бортам фюзеляжа сверху: двух перед козырьком кабины и двух за местом летчика.

Мотор BMW 132K — 9-цилиндровый звездообразный, воздушного охлаждения, с односкоростным приводным центробежным нагнетателем и редуктором. Максимальная взлетная мощность — 960 л.о, допускалось кратковременное (до 2 мин) форсирование до 970 л.с. Двигатель крепился на сварной раме из стальных труб. Капот — кольцевой, типа NACA, с каплевидными выштамповками над клапанными коробками мотора. Боковые секции при обслуживании мотора откидывались на петлях вверх, удерживаясь в этом положении стержнями. По задней кромке капота располагалась юбка с управляемыми створками, регулирующая поток воздуха на охлаждение двигателя. Всасывающие патрубки двигателя размещались под капотом сверху и снабжались фильтрующими сетками. Выхлоп осуществлялся в коллекторы, а оттуда — через два патрубка снизу.

Винт — трехлопастный, изменяемого шага, с гидравлическим управлением. Лопасти пропеллера — деревянные. Ступицу винта закрывал кок округлой формы.

Маслорадиатор устанавливался снизу, под передней частью фюзеляжа между выхлопными патрубками.

Бензобаки — сварные из алюминиевого сплава, не протектированные, емкостью по 300 л, располагались в поплавках. По другим данным, полный объем каждого бака составлял 330 л, а 300 л — это нормальная заправка.

Маслобак аналогичной конструкции находился в фюзеляже за противопожарной перегородкой.

Радиооборудование включало коротковолновую станцию FuG 10, УКВ станцию FuG 16 (на последних сериях — FuG 141) и аппаратуру СРО FuG 25. Антенны обеих радиостанций натягивались совместно между наклонной мачтой на козырьке фонаря (смещенной вправо) и верхушкой киля.

Электросистема постоянного тока за-питывалась от генератора на двигателе и аккумулятора. На самолете имелись комплект аэронавигационных огней и внутреннее освещение в кабине.

Неподвижное вооружение состояло из пулемета и двух пушек. Синхронный 7,9-мм пулемет MG 17 монтировался под капотом мотора с правой стороны. Его замок прикрывала большая каплевидная выштамповка. Питание пулемета — лентой из ящика на 500 патронов. Перезарядка — вручную. По одной 20-мм пушке MG FF находилось в правом и левом крыле за пределами диска ометания винта. Питание — из магазина-барабана на 60 патронов, стреляные гильзы сбрасыва-лисьвящики-накопители, размещавшиеся с наружной стороны от пушек. Перезарядка пушек — пневматическая. Перед взлетом на стволы пушек надевались колпачки, защищавшие их от попадания воды, сбрасывались они выстрелом. Прицеливание и открытие огня осуществлял летчик.

В задней кабине на самолетах модификации А-5 монтировалась шкворневая стрелковая установка «Арадо» под спаренный 7,9-мм пулемет MG 81Z. Питание — лентами из короба, разделенного на две части, каждая на 1000 патронов. Стреляные гильзы и звенья ленты собирались в мешок.

Под крылом рядом с точками закрепления подкосов ставились два бомбодержателя ETC 50/VIII See, предназначенные для бомб весом до 50 кг.

Могли использоваться бомбы типов SD 50 (фугасная), SC 50 (осколочная) или LC 50F (осветительная кассетная с 28 ракетами). Бомбосбрасыватели устанавливались в обеих кабинах. Бомбовый прицел отсутствовал. В гаргроте за задней кабиной размещались короба под мелкие осветительные бомбы, сбрасываемые вручную.

В морское оборудование самолета входили швартовочный конец, складной донный и плавучий якоря. Они находились в отсеке перед кабиной пилота, доступ туда — через люк с левой стороны. Швартовка самолета осуществлялась за скобу под хвостовым оперением.

В комплектацию машины были включены также ракетница с запасом ракет и аптечка. Последняя крепилась на левом борту в задней кабине, доступ к ней был возможен и изнутри, и снаружи. В хвостовой части фюзеляжа часто укладывалась надувная резиновая спасательная лодка. Экипаж снабжался спасательными жилетами.