ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Як-38 — цельнометаллический сво-боднонесущий среднеплан клепаной конструкции со стреловидным крылом трапециевидной формы. Основными конструкционными материалами планера являются алюминиевые сплавы, в частности сплав 01420Т1, обладающий высокой коррозионной стойкостью и меньшим по сравнению с Д16Т удельным весом.

Фюзеляж — полумонококовой конструкции, переменного овального сечения, с носовым коком, выполненным из радиопрозрачного материала, и хвостовым обтекателем. Технологически он разделен на головную и хвостовую части. Разъем между ними служит для установки и замены ПМД. По нижней границе сопел ПД снизу прикреплен жарозащитный экран из титанового сплава.

Кабина летчика — герметичная, вентиляционного типа. Наддув производится кондиционированным воздухом, отбираемым от компрессора ПМД.

Крыло состоит из двух консолей. Для удобства размещения на стоянках и в укрытиях концевые части крыла складываются вверх с помощью гидроцилиндров. На крыле установлены элероны и выдвижные закрылки.

Хвостовое оперение — стреловидное. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и руля высоты, вертикальное — из киля и руля направления.

Шасси — трехопорное, с управляемым носовым колесом. Колеса основных стоек — одинарные тормозные, с пнев-матиками низкого давления, размером 660×200 мм. На передней стойке — колесо 600×155 мм. Амортизация стоек — масляно-азотная.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Силовая установка самолета состоит из одного ПМД Р27В-300 с тягой 5900 кг и двух ПД РД36-35ФВ (РД36-35ФР) с тягой по 2900 кг каждый. ПМД расположен в средней части фюзеляжа, боковые воздухозаборники — однорежимные. Реактивное сопло — нерегулируемое, сужающееся, с двумя поворотными насадками, которые могут изменять направление вектора тяги. Насадки приводились во вращение гидроприводом. Запуск ПМД — от наземного или корабельного электроагрегата.

ПД расположены один за другим в передней части фюзеляжа за кабиной летчика. Однорежимные воздухозаборники их размещены под перфорированной верхней створкой. Сопла ПД — фиксированные и направлены вниз.

Система управления двигателями связана с продольным управлением самолетом. На вертикальных и переходных режимах полета она обеспечивает автоматическое изменение соотношения тяг ПД и ПМД для улучшения характеристик продольного управления.

Топливо (Т-1, ТС-1, Т-2, РТ) размещается в двух баках-кессонах. Штатная заправка топливом — 2750 кг, максимальная — 2900 кг.

Кроме обычного аэродинамического управления с рулями и элеронами, Як-38 имеет систему реактивного управления. Струйные рули расположены в носовой и хвостовой частях фюзеляжа и в законцовках крыла. Рабочим телом является воздух, отбираемый от компрессора ПМД. На самолетных режимах полета штурмовик управляется ручкой и педалями или системой автоматического управления САУ-36 посредством рулей и элеронов. На вертикальных и переходных режимах — системой САУ-36, ручкой и педалями посредством струйных рулей реактивного управления и модуляцией тяги двигателей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Система реактивного управления обеспечивала устойчивый полет и маневрирование при малых скоростях, а также выполнение маневров, недоступных обычному самолету. Кроме того, снимались жесткие ограничения и требования по траекториям посадки и оборудованию площадок. Точность вертикальной посадки была в пределах до 0,1 м.

Як-38 имеет три автономные гидросистемы. Основная и дублирующая бус-терные системы обеспечивают питание гидроусилителей управления самолетом, замковых и силовых цилиндров складывающихся частей крыла, гидросистема силовых приводов — уборку и выпуск шасси, закрылков, открытие и закрытие створок отсека ПД, заслонок отбора и подачи воздуха на запуск ПД.

Пневмосистема самолета состоит из двух автономных систем: аварийной и резервной с общей магистралью зарядки. Аварийная система обеспечивает торможение колес, аварийный выпуск шасси, закрылков, аварийное открытие створок отсека ПД, выпуск и сброс тормозного парашюта. Резервная система предназначена для аварийного торможения колес главных опор шасси и аварийного выпуска (без сброса) тормозного парашюта.

Источником электропитания служат генераторы постоянного и переменного тока. В качестве аварийных источников питания используются две аккумуляторные батареи 15СЦС-45.

Пилотажно-навигационное, прицельное, радиосвязное и радиотехническое оборудование, а также оборудование регистрации и контроля обеспечивают решение боевых задач в условиях наземного и корабельного базирования. На Як-38 установлены система автоматического управления САУ-36, информационная курсовертикаль, гировертикаль, радиотехническая система ближней навигации и посадки «Квадрат-Д» или «Квадрат-М», автоматический радиокомпас, радиовысотомер малых высот и другое оборудование, а также полный комплект приборов контроля работы двигателей и самолетных систем.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.

Радиооборудование включает радиостанцию Р-860 (или Р-863), переговорное устройство СПУ-9 для связи с обслуживающим персоналом, ответчик опознавания, систему оповещения об облучении и систему активных радиопомех.

На Як-38 имеются также система автоматической регистрации параметров полета (САРПП) и фотоконтрольный прибор.

Комплекс средств аварийного покидания включает унифицированное кресло К-36ВМ, обеспечивающее спасение летчика при нулевых скорости и высоте, автоматическую систему катапультирования СК-ЭМ, пиромеханическое устройство сброса откидной части фонаря и спецснаряжение летчика. В последнее входят высотный морской спасательный костюм ВМСК-4, кислородная маска КМ-34 и защитный шлем ЗШ-5А.

На четырех пилонах под крылом могут быть подвешены бомбы калибром до 500 кг, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры с пушками ГШ-23М, блоки НАР УБ-32 и Б-8М, НАР С-24, УР Х-23 (Х-25МР) и Р-ЗС. В кабине пилота установлен стрелковый прицел АСП-ПФД-21. Аппаратура радиокомандного наведения ракет «Дельта-ДНГ-2» подвешивается в контейнере под крылом.