ТОРПЕДОНОСЦЫ

Еще в 1935 г. конструкторы «Хэндли-Пейдж» спроектировали первый торпедоносный вариант НР.52. Эта работа велась по заданию М.15/35 на сухопутный торпедоносец. Самолет сочетал крылья и хвостовое оперение «Хэмпдена» с несколько уширенным фюзеляжем, внутри которого можно было разместить авиационную торпеду. Но министерство авиации этим проектом не заинтересовалось.

К возможности переделки «Хэмпдена» в торпедоносец вернулись в конце 1941 г., когда Р. Стаффорд из RAE предложил свой вариант с минимальными доработками машины. Было подготовлено задание для конструкторского бюро «Хэн-дли-Пейдж», требовавшее обеспечить подвеску одной или двух 18-дюймовых авиационных торпед. Реальным оказалось размещение одной торпеды типа Mk.XII вдоль бомбоотсека на держателях для 907-кг бомбы. При этом торпеда немного выступала вниз за габариты фюзеляжа; створки бомбоотсека не закрывались. Каждая створка у «Хэмпдена» состояла из двух секций. Центральные секции сняли совсем, а боковые зафиксировали в открытом положении. В задней части бомбоотсека произвели небольшие внутренние изменения, сделав вырез в шпангоуте перед местом нижнего стрелка. При этом сохранили возможность альтернативной подвески на подкрыльных бомбодержателях двух бомб по 227 кг. Взлетный вес самолета с торпедой возрос на 454 кг — до 10 660 кг; кроме того, полузакрытая створками торпеда создавала дополнительное аэродинамическое сопротивление. Максимальная скорость немного упала, но дальность полета не изменилась.

В 1942 г. на заводе «Инглиш электрик» таким образом доработали шесть серийных самолетов.

Они проходили испытания в Опытном торпедном центре в Госпорте. Конечным их итогом стало то, что к концу осени того же года появились первые машины, обозначенные «Хэмпден» TB.I. Переделку самолетов осуществлял завод фирмы «Боултон-Пол». Сначала там выполнили эталонную доработку одного серийного бомбардировщика; на аэродроме Рэдлетт его осмотрела комиссия специалистов «Хэндли-Пейдж». Затем по этому образцу модифицировали еще 143 машины, из них к24 марта 1942 г. были готовы 40.

Чтобы повысить эффективность действий торпедоносцев, некоторые из них оснастили РЛС ASV Mk.V, предназначенными для поиска надводных целей. Первый самолет с радиолокатором пригнали на испытания в Боскомб-Даун в апреле 1943 г. Громоздкая антенная система существенно снизила скорость и ухудшила скороподъемность, но зато экипаж получил возможность отыскивать вражеские корабли в темноте и в тумане. Установка РЛС производилась в подразделениях обслуживания (ремонтных мастерских) и непосредственно в эскадрильях. Существовали два варианта размещения передающей антенны: на каркасе остекления кабины штурмана по оси самолета и на штангах по правому борту. В первом случае приходилось снимать носовой подвижный пулемет, во втором — возрастало аэродинамическое сопротивление. Принимающие антенны в обоих случаях размещались на передней кромке крыла за моторами.