ТЯЖЕЛЫЕ ДНИ

В 1989 г. рухнула Берлинская стена. Конгресс США реагировал на изменение военно-политической ситуации в Европе резким снижение военного бюджета. Критика самолета А-10А в тот период достигла своего апогея. Многие считали, что с развалом Варшавского Договора необходимость в штурмовике отпала вообще. Последовало предложение утилизировать парк этих самолетов, не дожидаясь их «естественной смерти», а деньги, которые тратятся на содержание А-1 ОА, направить на закупку дополнительного количества истребителей F-16.

Связанные с окончанием «холодной войны» сокращения военного бюджета привели к изменению в организационной структуре вооруженных сил в целом и ВВС в частности. Вместо Тактического и Стратегического авиационных командований было образовано новое Командование авиационных боевых операций (Air Combat Command, АСС). Префикс «тактический» исчез из наименования большинства частей и подразделений ВВС. Теперь они ориентировались на использование сил в конфликтах малой интенсивности, а не войны типа гипотетической Третьей мировой. Зато возможным театром военных действий становился весь земной шар. В недрах АСС родилась идея создания экспедиционного авиакрыла (Air Expeditionaгy Wing, AEW). Временные крылья предполагалось формировать под конкретную военную ситуацию. Крыло вооружалось самолетами разных типов: истребителями, бомбардировщиками, штурмовиками, заправщиками, самолетами РЭБ и управления. Причем техника и личный состав подбирались из разных частей ВВС, резерва и Национальной гвардии.

Осуществление идеи экспедиционного авиа крыла в чистом виде ставило крест на штурмовиках А-1ОА.

Идеальным самолетом для вооружения таких «сбалансированных» соединений представлялся F-16, способный выполнять очень широкий круг боевых задач.

И действительно, ВВС США начали перевооружать некоторые эскадрильи штурмовиков истребителями F-16. Так, в 1992 г. на вооружение 74-й эскадрильи взамен А-10А поступили истребители F-16C и F-16D.

Фирма «Локхид-Мартин», которая создала F-16, радостно потирала руки и даже начала разработку его специализированного ударного варианта А-16. Концепция последнего была с пониманием встречена командованием ВВС и конгрессом. Армия США также считала штурмовики не нужными, ибо, по мнению армейцев, боевые вертолеты способны были решать те же самые задачи, что и А-10А. Тем более, что эти боевые вертолеты являлись частью армейской авиации; финансовые потоки на эту статью текли в нужные руки.

Будущее А-10А с окончанием «холодной войны» рисовалось В самых мрачных тонах. К счастью, подвернулся случай проверить штурмовики в настоящей войне.