У ОЗЕРА ХАСАН

боевой вылет,разведывательный,штурмовик,разведка

На 1 января 1938 г. в строевых частях ВВС находился 751 Р-3ет. Ими были укомплектованы легкобомбардировочные и разведывательные эскадрильи, а также отряды войсковой авиации. Последние в основном придавались стрелковым, кавалерийским и механизированным корпусам.

Летом 1938 г. структура ВВС претерпела существенные изменения. Основной структурной единицей становился полк, состоявший из четырех-пяти эскадрилий по 12 самолетов. Прежние отряды превращались в отдельные эскадрильи.

Именно в этот период произошел вооруженный конфликт у озера Хасан. Мелкие инциденты происходили в этом районе с начала июля 1938 г., однако масштаб сосредоточения войск по ту сторону границы показывал, что готовится что-то серьезное. 24 июля штаб Дальневосточного фронта (ДВФ) приказал перебросить на передовые площадки авиацию. Самолеты Р-3ет использовали как лидеры для групп истребителей И-15, перегонявшихся на аэродромы Барабаш и Сливянка. 29 июля японцы захватили приграничную сопку Заозерную, выбив оттуда подразделение пограничников. Обе стороны начали подтягивать силы. Противник пустил в ход артиллерию, наши — танки. 31 июля командующий ДВФ В.К. Блюхер отдал распоряжение использовать авиацию.

1 августа три эскадрильи И-15 и одна эскадрилья «зетов» (восемь машин) атаковали позиции японцев на Заозерной. Они сбросили мелкие осколочные бомбы АО-8 и АО-10 и обстреляли противника из пулеметов. Позже в тот же день по сопке нанесли удары несколько групп бомбардировщиков СБ, а самолеты Р-3ет бомбили соседнюю высоту «68,8».

боевой вылет,разведывательный,штурмовик,разведка

С 500 — 1000 м они сбросили бомбы ФАБ-32 и АО-10. Следом за ними высоту «обработали» штурмовики ССС.

На следующий день советская авиация вновь принялась за позиции японцев. «3еты» из 21-й и 59-й разведывательных эскадрилий весь день поодиночке и парами висели над районом боев, обеспечивая командование свежей информацией о передвижении сил противника. Их привлекали и к бомбометанию. Утренний вылет сорвался из-за тумана, но вечером шестерка Р-3ет все-таки смогла нанести удар по скоплениям вражеских солдат на сопках Безымянная и Богомольная. В этот день потеряли один Р-3ет. Самолет командира звена Самойлова при взлете с аэродрома Шкотово врезался в гору. При ударе бомбы сдето-нировали, экипаж погиб.

Далее «зеты» только вели разведку и патрулировали пограничную полосу. Наступление советских войск, закончившееся разгромом японцев, поддерживали более современные машины. Всего Р-3ет в конфликте у озера Хасан совершили 29 боевых вылетов.

Надо сказать, что на Хасане Р-3ет действовали в весьма благоприятных условиях. Противник не применял авиацию и не располагал значительным количеством зенитной артиллерии. Отсюда и отсутствие боевых потерь.

Р-3ет устаревал стремительно. Не прошло и года после прекращения серийного производства, как его начали постепенно снимать с вооружения. Процесс шел поэтапно. Сначала «зеты» намеревались убрать из легкобомбардировочных полков, пересадив их на СБ. В частности, в 1939 г. из них предполагалось изъять 222 Р-3ет (из 381 имевшегося). В конце 1938 г. с 1-й Отдельной Краснознаменной армии на Дальнем Востоке приступили к перевооружению армейской (дальней) разведывательной авиации.

боевой вылет,разведывательный,штурмовик,разведка

Туда тоже направили СБ. Изъятие бипланов из дальней разведки завершили к концу следующего года.

Излишнюю технику перекачивали в войсковую авиацию. Именно туда пошли в первую очередь Р-3ет из легкобомбардировочных полков и дальнеразведыва-тельных эскадрилий. На 1 января 1939 г. в войсковой авиации имелся всего один Р-10,127 Р-3ет, 390 Р-5 и 19 ССС. За год туда влили еще три сотни Р-3ет. Часть «зетов» попала в штурмовые полки, сменяя Р-5Ш и ССС.

Но бурный рост ВВС замедлял планы перевооружения. На 1 апреля того же года ВВС имели еще 387 легких бомбардировщиков (376 исправных), 67 штурмовиков (65 исправных) и 118 разведчиков (111 исправных) плюс 30 машин в летных школах (10 исправных).