УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ

Ранее уже говорилось, что в контракте на опытные образцы «Дракена» шведские ВВС оговорили создание двухместной учебно-тренировочной модификации. Но в ходе летных испытаний первых J35A выяснилось, что по взлетно-посадочным характеристикам он очень близок к хорошо освоенным в строевых частях ВВС дозвуковым истребителям J29, и некоторые испытатели высказались против создания двухместного варианта. Однако с учетом предполагаемого экспорта «дракенов» создание спарки все-таки сочли необходимым. Первоначально задумали спроектировать «синтетическую» конструкцию — двухместный учебно-тренировочный самолет с возможностью быстрого переоборудования в полноценный боевой истребитель. Но, как известно, за любую универсальность — боевую, эксплуатационную, технологическую и прочую — приходиться платить дополнительной массой конструкции. Поэтому, подсчитав возможные убытки, от этой идеи отказались и перешли к проектированию «нормальной» двухместной модификации, получившей обозначение Sk35C. Спарка создавалась путем переделки «короткохвостого» J35A. Для инструктора нашли место, ликвидировав фюзеляжный топливный бак и уменьшив размеры приборного отсека за кабиной. Увеличение массы скомпенсировали за счет снятия РЛС и обеих пушек. Кресла обучаемого (инспектируемого) летчика и инструктора размещались одно за другим, тандемом, кабина закрывалась общим фонарем. Заднее кресло (инструктора), для улучшения обзора вперед, устанавливалось немного выше кресла обучаемого. С этой же целью у инструктора монтировался специальный перископ, верхняя часть которого выступала над фонарем.

Передняя и задняя части кабины на случай разрушения передней секции общего фонаря разделялись прозрачной перегородкой. Под крылом сохранили два пилона, что позволяло использовать спарку для обучения боевому применению различных ракет и бомб.

Первый образец двухместной машины поднялся в воздух 30 декабря 1959 г. После завершения испытаний и доработки конструкции в период с августа 1961 по июнь 1963 г. 26 «короткохвостых» J35A переделали под стандарт Sk35C. В 1966 г. спарки прошли модернизацию, в ходе которой самолет, в частности, получил навигационную РЛС типа PN 793/А и новую радиостанцию Fr 14, были доработаны система управления двигателем и сам двигатель, установлены новые катапультные кресла. Проблемы с путевой устойчивостью решили за счет применения новых крыльевых гребней увеличенной площади, по одному на каждую плоскость. Sk35C имел достаточно прочную конструкцию (он спокойно переносил положительную перегрузку в 10 д), что было весьма ценным свойством для учебно-тренировочного самолета. Это также позволяло эффективно использовать спарки при испытаниях новых систем вооружения и оборудования.