УЧЕБНЫЙ ЯК-36МУ.

УЧЕБНЫЙ ЯК-36МУ.

Для обучения летного состава технике пилотирования СВВП требовалась учебная двухместная машина. Создание ее предусматривалось еще в постановлении ЦК КПСС и Совмина от 27 декабря 1967 г. Но ТТТ к учебно-тренировочному варианту заместитель главкома ВВС по вооружению утвердил только 4 марта 1971 г.

На учебном Як-ЗбМУ (Як-38У) для размещения второй кабины несколько удлинили носовую часть фюзеляжа. Обучаемый сидел впереди и немного ниже инструктора. Связь между ними осуществлялась устройством СПУ-9. Для сохранения устойчивости увеличили плечо горизонтального оперения, удлинив хвостовую часть фюзеляжа, продублировали управление самолетом, двигателем, взлетно-посадочными устройствами, системами и оборудованием.

Экипаж размещался в двух герметичных вентилируемых кабинах на катапультных креслах К-36ВМУ На Як-ЗбМУ впервые было обеспечено одновременное принудительное катапультирование обоих членов экипажа на вертикальных режимах с разведением траектории полета кресел с летчиками и с затяжкой 0,6 с при ручном катапультировании.

Макет носовой части учебного самолета с оборудованием был одобрен комиссией ВВС и ВМФ в феврале 1972 г.

В марте 1973 г. опытный завод ОКБ закончил постройку первого экземпляра учебно-тренировочного Як-ЗбМУ. Государственные совместные испытания его начались 23 марта в Жуковском. 17 августа Дексбах поднял Як-ЗбМУ в воздух по-самолетному в сопровождении Ю.И. Митикова на Як-28. Вскоре приступили к полетам по снятию летно-техни-ческих характеристик и тарировке ПВД при взлете и посадке по-самолетному (ведущий инженер — ГА. Федотов).

УЧЕБНЫЙ ЯК-36МУ.

Затем самолет передали в НИИ ВВС в Ахтубинск, где спарку испытывали с 25 сентября 1973 г. по 31 июля 1974 г. 25 октября 1973 г. Дексбах выполнил на Як-ЗбМУ два первых свободных висения. В ноябре — декабре он проводил на нем (с инструкторского места) висения, в феврале 1974 г. — полеты с запуском ПД в воздухе после взлета по-самолетному и торможения. 22 марта машина достигла скорости 900 км/ч на высоте 5000 м, а 26 марта взлетела вертикально, разогналась до 900 км/ч и села по-самолетному. 30 марта Дексбах в первый раз выполнил полет по полному профилю.

Всего на этапе «А» выполнили 90 полетов. По результатам испытаний спарка получила положительную оценку, однако на серийных машинах комиссия рекомендовала внести изменения в оборудование и признала целесообразным провести этап «Б».

После госиспытаний Як-ЗбМУ №01 использовался для обучения строевых летчиков вначале в Ахтубинске, а потом в учебном центре палубной авиации в Саках. После выработки ресурса его установили там на бетонном постаменте.

На этап «Б» 27 декабря 1976 г. предъявили уже серийную спарку, построенную в Саратове. Испытания начались 8 апреля и закончились 12 сентября 1977 г. Летали В.П. Хомяков, В.В. Ва-сенков и В. Голуб; ведущий инженер — Н.М. Козенчук. Выполнили 40 полетов, а всего по обоим этапам — 130.

В этот же период Як-ЗбМУ прошел испытания в море — на ТАКР «Киев». Учебную машину приняли на снабжение приказом министра обороны от 15 ноября 1978 г. Самолет получил наименование Як-38У. К этому времени спарки уже строились серийно.

УЧЕБНЫЙ ЯК-36МУ.

В ноябре 1974 г. ОКБ передало заводу документацию на серийное производство учебной машины. Первую серийную спарку Як-ЗбМУ № 0101 саратовцы выкатили 1 апреля 1976 г. Серийное производство спарок (по четыре-пять машин в год) шло параллельно с одноместными. До 1985 г. построили 38 учебных машин. В ходе производства на Як-38У вносили те же изменения, что и на боевых Як-38.