В АВИАЦИИ КИТАЯ.

В АВИАЦИИ КИТАЯ.

Значительное количество Ла-11 Советский Союз в начале 1950-х гг. передал Китаю. Переучивание китайских летчиков на эти машины начали летом того же года в 351-м иап под Шанхаем. К апрелю 1951 г. боеготовности достиг один китайский полк, входивший во 2-ю иад. В наличии он имел 36 Ла-11, в том числе 30 исправных. В том же месяце этот полк включили в Объединенную воздушную армию (ОВА), соединение китайских и северокорейских авиачастей, воевавших в Корее.

Он дислоцировался на аэродроме Синьчжоу в Северном Китае, но данных об участии этой части в боевых действиях летом 1951 г. нет. На 1 июля в полку числились 31 исправный и пять неисправных истребителей. Второй полк той же дивизии летал на реактивных МиГ-15. Целиком Ла-11 вооружили также 8-ю авиадивизию из двух полков.

По-видимому, китайские Ла-11 впервые бросили в бой в ноябре 1951 г. в ходе операции по захвату островов Хэдао. На этих островах в устье реки Ялу располагались РЛС и станции наведения авиации противника. 6 ноября девятка китайских Ту-2 совершила налет на о. Большой Хэ; ее сопровождали 16 Ла-11 и 24 МиГ-15. Скорость у последних была намного больше, чем у поршневых бомбардировщиков. Поэтому МиГ-15 обеспечивали прикрытие сверху, а Ла-11 — непосредственный эскорт. Нападение оказалось для врага неожиданным, его истребители не появлялись. Ла-11 пушечным огнем помогли подавить зенитные средства, обеспечив Ту-2 возможность отбомбиться по намеченным объектам.

30 ноября налет повторили. На этот раз девятку Ту-2 сопровождали только Ла-11.16 истребителей 4-го иап 2-й иад вел командир полка Сюй Чжоувэнь. Но на подходе к острову группу атаковало более 30 американских реактивных истребителей F-86 «Сейбр». В последовавшем воздушном бою китайцы поте-ряпи от четырех до восьми бомбардировщиков и три истребителя. По китайским данным, в ответ они сбили четыре «сейбра» и три повредили, в том числе заместитель командира эскадрильи Ван Теньбао записал на свой счет один сбитый и три подбитых американских самолета. Американцы признают потерю двух машин, третья вернулась на аэродром с изуродованной кабиной.

В АВИАЦИИ КИТАЯ.

В дальнейшем китайские Ла-11 использовались на фронте не слишком интенсивно. Об этом можно судить, например, по тому, что американские источники почти не сообщают ни о боях с ними, ни об одержанных победах. Так, за весь 1952 г. американцы претендуют всего на один сбитый Ла-11, уничтоженный парой «сейбров» 20 июня.

Возможно, причину следует искать в том, что истребители стали активно работать ночью. Оборудование машины это позволяло. По американским данным, 31 марта 1953 г. реактивный перехватчик F-94B ночью обнаружил и сбил один Ла-11.

После окончания войны в Корее Ла-11 еще довольно долго состояли на вооружении китайской авиации. В 1955 г. они приняли участие в поддержке высадки десанта на о. Ицзян-шань в Тайваньском проливе. С этого острова и других островов архипелага Цзяншань гоминьдановцы обстреливали материк дальнобойной артиллерией. Там же размещались РЛС и небольшие аэродромы. Уже с ноября 1954 г. самолеты ВВС НОАК стали совершать налеты на объекты на островах и корабли противника близ них, а в середине января 1955 г. поддержали высадку десанта на о. Ицзяншань. Истребители Ла-11 и МиГ-15 использовались для прикрытия бомбардировщиков Ту-2 и штурмовиков Ил-10, наносивших удары по неприятельским кораблям и береговым целям.

Всего китайцы получили от Советского Союза 223 Ла-11. Они состояли на вооружении китайских ВВС до 1959 г. Во второй половине 1950-х гг. их использовали уже только как учебные самолеты. В настоящее время в музеях Китая демонстрируется несколько таких истребителей.

В АВИАЦИИ КИТАЯ.

Некоторое количество Ла-11 вместе с самолетами других типов китайцы в середине 1950-х гг. в качестве военной помощи передали Индонезии. Там их применяли как учебные. Один Ла-11 и сейчас хранится в музее местной Военно-воздушной академии.

Некоторое количество Ла-11 поступило также в авиацию Северной Кореи; там эти машины служили до конца 1950-х гг.