В БОЛГАРИИ

29 июля 1942 г. болгарский посол в Берлине получил сообщение о том, что немцы готовы поставить Болгарии гидросамолеты. Вскоре выяснилось, что речь идет о дюжине Ar 196A, отправляемых тремя партиями по четыре машины. Для их использования болгары сформировали эскадрилью под командованием капитана Р. Коларова, дислоцированную на базе Чайка. Первоначально это подразделение номера не носило и именовалось просто эскадрильей гидросамолетов 1-го разведывательного полка, позже стала называться 161-й. Двух болгарских летчиков командировали в Германию для изучения «арадо».

Самолеты модификации А-3 прибыли в Болгарию к апрелю 1943 г. По-видимому, это были побывавшие в употреблении и прошедшие ремонт машины группы SAGr 125. Во всяком случае, на бортах фюзеляжа на фотографиях четко видны ее эмблемы, болгарами не закрашивавшиеся. В Болгарии самолет получил название «Акула». Освоение новой техники завершилось к сентябрю, и гидропланы приступили к патрулированию над Черным морем. Они удалялись от своей базы примерно на 250 км. К началу сентября 1944 г. экипажи совершили по 30 — 50 вылетов. Болгария хотя и считалась союзницей Германии, но в состоянии войны с Советским Союзом не находилась. Тем не менее некоторые источники приписывают болгарам потопление (не подтвержденное) одной советской подводной лодки типа М, в котором участвовали два «арадо».

В сентябре 1944 г. СССР объявил войну Болгарии, советские войска перешли границу. Болгарская армия не оказала им сопротивления, правительство в Софии немедленно сменилось.

Смена власти пришлась по вкусу не всем. Один из экипажей поднял «арадо» в воздух и через несколько часов совершил посадку в окрестностях Стамбула в Турции. Там летчиков и самолет интернировали.

Остальные «акулы» некоторое время пребывали в консервации. В боевых действиях болгарской армии против немцев они не участвовали. Командиром 161-й эскадрильи некоторое время был лейтенант Цанев, а затем его сменил капитан Детчев. В 1946 г. «арадо» вновь стали летать. Они принимали участие в учениях флота и береговой артиллерии. В том же году капитан Детчев в районе Варны атаковал турецкий «Спитфайр», нарушивший воздушное пространство Болгарии. Турецкий летчик пошел прямо на болгарина, рассчитывая запугать, но и Детчев не ушел с курса. Лишь в последний момент он попытался отвернуть, однако столкновение уже было неизбежно. Детчев выпрыгнул с парашютом, турецкий пилот погиб.

В 1947 г. эскадрилью гидросамолетов напрямую подчинили командованию флота — в Болгарии по советскому примеру была создана отдельная морская авиация. В 1947 — 1948 гг. «арадо» патрулировали побережье страны, а также совершали разведывательные полеты к берегам Турции, в частности, они следили за подходами к Босфору и порту Зун-гулдак. Обычно гидропланы сопровождали один-два истребителя Bf 109G.

В 1950 г. эскадрилью перебазировали в Бургас и переименовали в 8-ю; командиром ее стал В. Жеков. В том же году один самолет списали после аварии. Интересно, что среди летчиков эскадрильи имелись две женщины.

В 1955 г. болгарские Ar 196А-3 официально сняли с вооружения как устаревшие.

Все машины, кроме одной, пустили на слом. Этот единственный самолет долгое время экспонировался в военно-морском музее в Варне. Затем кому-то пришла в голову идея уничтожить «фашистскую» машину. Ее выкинули на свалку, но на лом не порезали. В 1980-х гг. самолет удалось отреставрировать. В настоящее время он выставлен в музее болгарских ВВС в Крумово (под Пловдивом), причем в окраске военного времени.