В ДРУГИХ СТРАНАХ

В Финляндии имелись три «арадо», переданных немцами. Первый из них, Ar 196А-2, попал в начале осени 1943 г. в «отряд Малинена» — специальное подразделение, занимавшееся в Карелии переброской разведчиков и диверсантов и снабжением разведгрупп. При малочисленности сухопутных аэродромов местность здесь изобиловала реками и озерами. Это делало использование гидросамолетов весьма эффективным. Советская сторона для тех же целей применяла летающие лодки МБР-2 и амфибии Ш-2. К 29 октября финский «арадо» совершил 18 полетов в советский тыл.

Два Ar 196А-3 в 1944 г. направили в «отряд Яури», действовавший из Рова-ниеми на севере Финляндии. Один прибыл туда 30 июня, другой — 6 августа. До перемирия с Советским Союзом 4 сентября 1944 г. эти машины совершили 45 боевых вылетов.

Все эти самолеты юридически считались немецкими, лишь временно переданными финнам в рамках военной помощи. Поэтому они сохраняли германские опознавательные знаки и даже коды частей, откуда были взяты.

По мирному соглашению между СССР и Финляндией от 19 сентября 1944 г. выдаче подлежала вся германская собственность; техники, купленной финнами у немцев, это не касалось. Поэтому единственный к тому времени исправный Ar 196А сдали советским представителям.

Несколько самолетов попало в Швецию. 11 февраля 1943 г. унтер-офицер Хаммер вылетел из Копенгагена на о. Борнхольм, на борту находился также лейтенант Абрамовски. Из-за навигационной ошибки пилот залетел к побережью Швеции и совершил там посадку. Экипаж отпустили в Германию, а гидроплан интернировали.

Машину зарегистрировали как гражданскую, но стояла она на территории базы авиафлотилии F2 в Хагернесе — шведская разведка рассчитывала использовать ее для связи со своими агентами. Свои виды на эту машину имел и резидент английской разведки Дж. Тернер. Поскольку дело было уже в мае 1945 г., то речь шла уже не о немцах, а о полетах на территорию СССР. Но имевшийся у них самолет шведы не отдали — его передали норвежцам. В Норвегии он эксплуатировался в 1945 —1946 гг.

У норвежцев имелся еще один «арадо». По-видимому, он относился к технике 5-го воздушного флота, сданной после капитуляции англичанам на территории Норвегии. Сначала эта машина числилась за одним из подразделений Королевских ВВС, а затем была передана 333-й эскадрилье, сформированной в Англии из норвежских эмигрантов. После освобождения Норвегии ее перебросили на родину, и она стала считаться частью норвежских ВВС. Национальные опознавательные знаки самолет получил 28 мая 1946 г. Но уже в июне под давлением англичан машину передали шведам. Ее зарегистрировали от имени небольшой компании в Стокгольме, за спиной которой стоял Тернер. Совершал ли гидроплан полеты к побережью советской Прибалтики — неизвестно, но 19 апреля 1947 г. он потерпел аварию в Карлскру-не, а 10 сентября 1949 г. был официально исключен из регистра.

Известно, что у шведов также имелся Ar 196A-5. На нем пилот Г. Фишер совершил вынужденную посадку у Гельсинг-борга 8 марта 1944 г.; экипаж задержали пограничники. 11 марта шведский экипаж перегнал его в Карлскруну.

Два Ar 196A-5 из числа трофеев доставили в Великобританию.

Во время прохождения испытаний в МАЕЕ они получили английские опознавательные знаки и номера. Оба были списаны 14 ноября 1947 г.

Американцам при разделе немецкого флота достался тяжелый крейсер «Принц Ойген». На нем находились два «арадо», которые перекрасили по нормам морской авиации США. Корабль со смешанной американо-немецкой командой пересек океан. В Америке самолеты выгрузили и подвергли изучению. Сейчас обе машины хранятся в музеях США. Сам же крейсер использовали как цель при испытаниях атомного оружия в Тихом океане. Два ядерных взрыва он выдержал, а после третьего — затонул.