В ЕВРОПЕ

Довольно долгое время «сейбры» канадских ВВС, переброшенные через океан в состав сил НАТО, были единственными истребителями со стреловидным крылом в Западной Европе. Британские летчики располагали только более тихоходными машинами с прямым крылом, таки- ми, как «Метеор» и «Вампир». Новые истребители «Свифт» и «Хантер» со стреловидным крылом у англичан находились в стадии проектирования. Чтобы заполнить паузу между сменой поколений, решили купить канадские «сейбры». Американский фонд военной помощи союзникам выделил средства на приобретение 430 «сейбров» Мк.2 и Мк.4.

Первые три Мк.2 канадские ВВС передали англичанам еще в октябре 1952 г. Они считались арендованными для подготовки технического состава. Все последующие самолеты относились к типу Мк.4. Поставки их осуществлялись с декабря 1952 г. по декабрь 1953 г. Истребители практически сразу же перебрасывались на базы в Германии — в качестве английского вклада в усиление сил НАТО. Англичане сохранили канадскую нумерацию моделей, но по своему образцу: Мк.2 превратился в F.2, а Мк.4 — в F.4.

Первой частью британских ВВС, получившей «сейбры», стала 67-я эскадрилья, достигшая боеготовности в мае 1953 г. Всего «сейбрами» вооружили 12 эскадрилий. Десять из них, подчиненные Тактическим ВВС, разместили в Германии., а две, включенные в Истребительное командование, остались на Британских островах.

Один английский «Сейбр» использовался для испытаний двигателя «Орфеус» 801. Первый полет с ним был совершен 3 июля 1958 г. В последующем на нем ис-пытывался улучшенный вариант того же двигателя.

В составе британских ВВС «сейбры» служили недолго.

К июню 1956 г. все истребители, дислоцировавшиеся в Германии, заменили на «хантеры». Между 1956 и 1958 гг. 302 «сейбра» передали американцам. Эти машины получили обозначение F-86E(M). Позже по программам военной помощи американцы отправили их в разные страны.

В обмен на предоставление военных баз в Испании США обязались поставить туда бывшие в употреблении F-86F для замены совсем уже архаичных истребителей «мессершмитт». К середине 1950-х гг. ВВС Испании приобрели до 270 самоле- тов F-86F-20, -25 и -30. Они дорабатывались на заводе CASA под Мадридом под стандарт F-86F-40. На испанской службе американские истребители получили обозначение С.5. Они служили в составе 1, 2, 4, 5-й и 6-й истребительных групп. «Сейб-ры» испанцы получали из США до 1958 г., а снимать их с вооружения стали с 1967 г., заменяя на F-5. Последний истребитель списали в конце 1974 г.

Канадские «сейбры» внесли большой вклад в воссоздание ВВС в Западной Германии. 75 переданных немцам в 1957 — 1958 гг. машин типа Мк.5 использовались для подготовки летчиков реактивной авиации. В январе 1959 г. в ФРГ имелось 65 исправных Мк.5, но уже в апреле 1960 г. в воздух могли подняться только 25 самолетов. Последний Мк.5 был снят с вооружения Люфтваффе в марте 1962 г.

В качестве боевых немцы приобрели 225 Мк.6. Эти машины составили основу истребительной авиации вновь образованных ВВС и состояли на вооружении 71, 72-й и 73-й эскадр. «Сейбры» в основном предназначались для завоевания превосходства в воздухе, хотя иногда использовались и в роли истребителей-бомбардировщиков.

После снятия с вооружения 90 Мк.6 передали Пакистану.

Позднее Западная Германия получила часть F-86K итальянской сборки. Ей досталось 88 машин. Первый F-86K прибыл в октябре 1960 г. Эти самолеты эксплуатировались в эскадрах JG 74 и JG 75 до 1966 г. За это время потеряли только четыре F-86K, а остальные продали Венесуэле. В Германии все F-86K были оснащены ракетами «Сайдуиндер».

Бельгийским ВВС американцы передали пять истребителей F-86F-25 в июне 1955 г. Однако в строевые части они так и не попали.

В 1958 г. ВВС Португалии получили 50 F-86F со складов ВВС США. Для поддержания их в эксплуатации в 1968 —1969 гг. португальцы приобрели на запчасти в Норвегии еще несколько таких же машин. «Сейбрами» были перевооружены две эскадрильи: 51-я и 52-я. В августе 1961 г. восемь самолетов перебросили в Португальскую Гвинею для борьбы с повстанцами. Там они использовались в качестве штурмовиков в течение трех лет. Окончательно их вывели из Африки в октябре 1964 г.

Количество эксплуатируемых в Европе «сейбров» значительно возросло после начала сборки в Италии перехватчиков типа К. Итальянские ВВС получили оба выпущенных в США YF-86K и 63 F-86K, сделанных уже на заводе ФИАТ. Первые два самолета доставили из Турина 2 ноября 1955 г. Первой на F-86K перевооружилась 6-я истребительная группа 1-й бригады на аэродроме Истрано. Позднее на F-86K перешли еще две группы (17-я и 23-я) 1-й бригады, 21-я и 22-я группы 51-й бригады и 4-я группа 4-й бригады. Последний F-86K итальянским ВВС поставили в октябре 1957 г.

В том же году на судах в Италию перевезли 180 «сейбров» Мк.4 канадской постройки, снятых с вооружения британских ВВС.

Их передали в 4-ю бригаду. В 1962 г. итальянцы получили также бывшие французские F-86K.

Пять итальянских «сейбров» в 1963 г. вошли в состав сил ООН в бывшем бельгийском Конго. Но летали на этих машинах и обслуживали их филиппинцы. В том же 1963 г. 4-ю бригаду перевооружили на F-104G. Последний итальянский «Сейбр» был снят с вооружения в июле 1973 г.

Французские ВВС получили 62 F-86K итальянской сборки. Первый из них поступил в сентябре 1956 г., а последний — в середине 1957 г. Позже практически все их вооружили ракетами «Сайдуиндер». С 1962 г. французские эскадрильи начали переходить на отечественные истребители «Мираж» INC, a 22 еще боеспособных «сейбра» вернули в Италию.

Норвежцы получили 60 F-86K американского производства; они поступали с сентября 1955 г. по октябрь 1956 г. и служили в 332-й эскадрилье в Ригге, а также в 337-й и 339-й в Гардермоне. С вооружения норвежские F-86K сняли в 1966 — 1967 гг.

Позже 115 F-86F-35 поставили в Норвегию в рамках американской военной помощи. Первые 90 самолетов прибыли в марте 1957 г., остальные — в мае 1958 г. Для возмещения потерь от аварий и износа норвежцы потом получили еще две партии F-86F (6 и 19 машин). «Сейбры» состояли на вооружении четырех эскадрилий. Последний норвежский F-86F летал до 1967 г.

Нидерланды получили из США 57 F-86K, поставленных с октября 1955 г. по апрель 1956 г. Они использовались в 700, 701-й и 702-й эскадрильях. В 1957 г. их дополнили шесть F-86K итальянской сборки. 16 F-86K списали после аварий, а восемь вернули в Италию в 1963 г.

Остальные машины голландцы в середине 1960-х гг. заменили на F-104.

56 бывших американских F-86D поставили в Данию, где они до 1966 г. состояли на вооружении 723, 726-й и 728-й эскадрилий.

Начиная с июля 1954 г. Греция получила 104 бывших канадских «сейбра». Пер- вые из них поступили в 341-ю эскадрилью. В следующем году греки перевооружили на «сейбры» еще две эскадрильи. Позже из США прибыли 50 перехватчиков F-86D. В Греции «сейбры» дослужили до начала 1960-х гг.

В 1958 — 1959 гг. американцы поставили в Югославию 122 бывших английских «сейбра» F.4 из числа возвращенных в Штаты. Позже югославы получили также 130 перехватчиков F-86D. Поставки техники этой стране вызвали серьезные политические трения внутри самих США. Одно время югославы использовали «сейбры» параллельно с советскими МиГ-21.