В ГОДЫ ВОЙНЫ

В первый год войны камуфляж итальянских самолетов менялся мало и по-прежнему отличался большим разнообразием. Полная перекраска машин производилась только при капитальном ремонте. В результате местной «самодеятельности» продолжали появляться все новые варианты «сетчатой» схемы. Так, в частях наносили желтые и коричневые пятна на темную оливково-зеленую краску, используя ее как удобный фон.

28 декабря 1940 г. внесли изменения в окраску учебных самолетов. Машины первоначального обучения (1-я категория) теперь целиком покрывались светло-кремовой эмалью тона Bianco avorio. Ко 2-й категории относились учебно-боевые самолеты (обычно устаревшие истребители и бомбардировщики), которые сохраняли свой камуфляж, а от боевых отличались только обозначениями.

20 марта 1941 г. появился документ, направленный на стандартизацию окраски гидросамолетов. До этого времени в ВВС имелись машины этого класса, покрытые «серебрянкой», светлой серо-голубой эмалью и даже с темным оливко-во-зеленым верхом (последнее относилось только к поплавковым самолетам RS.14). Новый циркуляр требовал единообразия: верх и борта — темные серо-голубые, включая верхнюю часть поплавков, низ — светлый серо-голубой, исключая низ поплавков и днище лодки, которые от ватерлинии покрывались специальным глянцево-черным лаком пега sottomarina antivegetativa (vernice пега sottomarina antivegetativa), защищавшим подводную часть от коррозии и обрастания.

Уже в ходе войны в ВВС Италии были сформированы подразделения торпедоносцев.

Этим самолетам требовался камуфляж, маскирующий их при полете низко над морем. Стандартное сочетание желтого, зеленого и коричневого цветов, поначалу применявшееся на торпедоносцах S.79 и S.84, ни в коей мере не соответствовало этому требованию. Первым шагом стала перекраска носовой части машин в светлый серо-голубой цвет (grigio azzurro chiaro). Этой краской покрывали капоты всех трех моторов и фюзеляж, заканчивая пилотской кабиной. Таким образом удалось снизить заметность торпедоносца при появлении над линией горизонта. С сентября 1941 г. встречаются S.79, окрашенные в светлый серо-голубой цвет целиком. Однако каких-либо инструктивных документов на этот счет нет, так что большинство авторов считает подобный камуфляж инициативой командиров частей и подразделений.

Еще один циркуляр по окраске военных самолетов выпустили 21 июля 1941 г. Во многом он повторял ранее разработанные инструкции, но в нем были сведены требования по всем классам машин, в некоторых случаях с необходимыми уточнениями, например распределение цветов на двухкилевом оперении. Наружная сторона килевых шайб красилась в тон бортам, внутренняя — в тот же цвет выше стабилизатора, а ниже — в светлый серо-голубой цвет. Применение алюминиевой краски полностью отменили. Новинкой стал белоснежный колер спасательных и санитарных самолетов, ранее имевших окраску «светлая слоновая кость — хаки». Для колониальных самолетов предписывалось нанесение мелких пятен пос-ciola chiaro поверх стандартного для метрополии темного оливково-зеленого тона.

Ввели новую категорию — ночные самолеты, которые целиком должны были покрываться легко смываемой краской цвета grigio azzurro scuro темного, близкого к черному, оттенка.

25 августа вышел приказ, определявший область применения циркуляра от 21 июля и сроки его выполнения. Под новые требования подпадали все новые серийные боевые и учебные самолеты, еще не сданные заводами, и машины в строевых частях, подлежащие перекраске, начиная с августа-сентября. Относительно транспортных самолетов решение надлежало принимать командованию специальной службы в Риме, которое отдавало отдельный приказ по каждому типу.

Но даже на заводах не всегда придерживались установленных порядков: гораздо важнее было израсходовать запасы старых красок. Поэтому в октябре 1941 г. последовал новый приказ: принимать с заводов самолеты только при соответствии камуфляжа эталонным картам цветов. Старые запасы разрешалось использовать лишь для подкраски при мелком ремонте. Если эмаль была глянцевой или полуматовой, самолет требовали дополнительно покрывать матовым лаком.

Вряд ли можно было серьезно рассчитывать на унификацию камуфляжа, воюя на пространстве от Ливийской пустыни до излучины Дона. Как ни старались штабисты в Риме, на каждом фронте в окраску самолетов вносились свои коррективы. В конце концов пришлось придать официальный характер тому, что ранее делалось по собственной инициативе в строевых частях. Для Европы были приняты два основных варианта окраски верхних и боковых поверхностей самолетов: однотонная темная оливково-зеленая без пятен и мелкие пятна «каштановой» поверх нее.

Для Северной Африки цвета менялись местами: пятна наносились по светло-каштановому фону. Этот вариант назывался AS (Africa Settentrionale). Впервые в таком камуфляже стали выпускать истребители Макки С.202.

Самолеты, выпущенные разными заводами, в этот период продолжали отличаться не только по форме, плотности и размещению пятен, но и по оттенкам. Например, ФИАТ пользовался скорее коричневой краской, чем каштановой, как на «Макки», а размеры пятен были больше. На бомбардировщиках CANT пятна были мелкими, но их наносили очень плотно.

В июне 1943 г. североафриканскую схему камуфляжа отменили. Она стала не нужна: остатки итальянских и немецких войск капитулировали в Тунисе, все остальные колонии в Африке итальянцы потеряли еще раньше. Остались две европейские схемы, получившие к этому времени собственные названия. Вариант с чисто зеленым верхом стал именоваться «континентальным» (continen-tale), а пятнистый — «средиземноморским» (mediterraneo). Все истребители фирмы «Реджиани» красились по первому типу, ФИАТ и «Макки» предпочитали второй. Формально была введена еще одна разновидность камуфляжа, «средиземноморский полевой» (campale tipo Mediterraneo), представлявший собой пятна трех цветов (так и оставшихся неизвестными) на темном оливково-зеле-ном фоне. Но 10 июля 1943 г. союзники высадились на Сицилии, и итальянцам было уже не до изысков маскировки. Ни одной машины по-новому не покрасили. Заводы спешно гнали продукцию, возмещая потери. Превалировала более простая «континентальная» схема.

Единственная новинка в камуфляже, возникшая в этот период, — спешная перекраска самолетов, эвакуированных из Африки. Песчаные пятна перекрывались слоем светло-каштановой краски без какого-то стандарта, как получится.

В таком виде итальянские самолеты воевали вплоть до раскола страны в сентябре 1943 г.