В ИНДИИ

Первой зарубежной страной, ВВС которой получили на вооружения «ураганы», стала Индия. Индийцы дали «Урагану» новое имя — «Туфани» (тоже «ураган», но на хинди). Переподготовка индийских пилотов на новую технику проводилась в Дижоне. Уже в октябре 1953 г. первая группа из четырех самолетов совершила перелет в Индию. Перегонка проходила с 15 по 29 октября с несколькими промежуточными посадками. Машины в общей сложности преодолели расстояние в 8500 км за 15 летных часов. Пилоты держались на высоте от 900 до 1200 м. Конечным пунктом являлся Дели.

В том же месяце самолеты начали переправлять в Индию морем: 35 истребителей прибыли на авианосце «Диксмюн-де», затем еще 32 машины доставили в марте 1954 г. на транспорте «Буа Белль». Разгрузка осуществлялась в Бомбее. Во вторую партию вошли два десятка ранее эксплуатировавшихся во Франции самолетов, взятых из консервации. Предварительно они прошли доработку под экспортный стандарт. Очередная партия из 13 машин была поставлена в Индию в марте 1957 г. В ней все «ураганы» уже шли не со сборочных линий фирмы «Дассо», а с базы хранения французских ВВС после модернизации. Всего индийские ВВС приобрели 104 самолета—71 от «Дассо» и 33 — со складов ВВС Франции.

В Индии на «туфани» были возложены функции штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков. Первыми эти самолеты начали получать с октября 1953 г. 3-я и 8-я эскадрильи. Но эксплуатировались они там недолго. Вскоре эти части перевооружили на истребители «Мистэр» IVA, а все «туфани» передали в 4, 29-ю и 51-ю эскадрильи.

«Туфани» прошли боевое крещение во время операций против сепаратистов в Ассаме.

Позже их привлекли к операции «Виджай» по захвату португальских колониальных анклавов Даман и Гоа с островами Анджив и Диу, сохранявшихся на территории Индии. При этом использовались значительные силы индийских ВВС, в том числе 4-я эскадрилья и подразделения учебно-боевого крыла, тоже летавшие на «туфани». Они базировались на аэродроме в Джамнагаре.

Индийская армия перешла в наступление на португальские анклавы 18 декабря 1961 г. В первый день основной целью являлся Диу. Плохое взаимодействие между ВВС и сухопутными войсками привело к тому, что истребители-бомбардировщики 4-й эскадрильи приступили к поддержке своей пехоты лишь в 11 часов утра, хотя наступление началось на рассвете. Индийские солдаты вскоре были остановлены сильным огнем противника и несли потери. Португальцы оказали особенно ожесточенное сопротивление у старой крепости и в районе аэродрома. Четверка «туфани» с 454-кг бомбами направились к крепости, однако ведущий заметил на земле белые полотнища и решил, что противник уже сдался. Звено дружно развернулось в сторону моря и сбросило туда свой смертоносный груз. Приземлившись на своем аэродроме, к глубокому разочарованию, летчики узнали, что белые полотнища на земле были солдатским бельем, вывешенным для просушки португальской военной прачечной. Во исправление этой досадной оплошности в 14 часов над старой крепостью появилась пара «туфани», отбомбившаяся по ней. Затем прилетело еще звено и обстреляло НУР аэродромные постройки — вышку управления, радиостанцию и метеопост.

Однако сопротивление португальцев не ослабевало, его не смогли сломить и еще несколько бомбово-штурмовых ударов «туфани». И лишь после того, как на головы оборонявшихся начали падать снаряды орудий крейсера «Дели», португальцы прекратили сопротивление и выбросили белый флаг капитуляции, а не белоснежные подштанники. На этом применение «туфани» в этом конфликте прекратилось.

В литературе имеются упоминания об участии «туфани» в индийско-китайском пограничном конфликте в октябре 1962 г., где эти самолеты вели разведку. Во Второй Кашмирской войне между Индией и Пакистаном, разгоревшейся весной—летом 1965 г., «туфани» использовались крайне ограниченно. Сказывалось то, что к этому времени самолет в значительной степени устарел и ему было тяжело тягаться с более современными истребителями ВВС Пакистана. К началу этой войны в боевом составе индийских ВВС насчитывалось 56 «туфани», которые состояли на вооружении трех эскадрилий: 4, 29-й и 51-й. Первый эпизод с их участием в этом конфликте был зафиксирован 25 июня 1965 г., когда индийский самолет вторгся в воздушное пространство Пакистана и продолжил полет в сторону Карачи. На перехват поднялась пара пакистанских истребителей F-86F «Сейбр», которая принудила индийца сеть с убранным шасси на ближайший пакистанский аэродром. При этом машина была серьезно повреждена. Расследование показало, что летчик из 51-й эскадрильи во время тренировочного полета в условиях плохой видимости потерял ориентировку и случайно нарушил границу Пакистана. В дальнейшем, в ходе развернувшихся активных боевых действий, в том числе и в воздухе, «туфани» практически в боях не участвовали, за исключением операций против Восточного Пакистана (ныне Бангладеш).

Индийскому командованию жалко было не столько эти устаревшие самолеты, сколько подготовленных пилотов, которые могли еще понадобиться в будущих схватках с тем же Пакистаном.

В строевых частях индийские «ураганы» закончили свою летную карьеру в 1967 г. Последней их сдала 4-я эскадрилья, 29-я и 51-я еще годом раньше перешли на советские сверхзвуковые истребители МиГ-21ФЛ. Как учебные «туфани» продолжали летать в Индии до 1971 г., после чего все пошли на слом. Один сохранившийся до наших дней экземпляр «Туфани» демонстрируется в экспозиции музея индийских вооруженных сил.