В НЕБЕ ИСПАНИИ

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

Впервые вопрос о поставке Р-3ет на экспорт рассматривался в конце 1935 г., когда только-только была выпущена их первая серия. Правительство Турции попросило СССР продать 20 — 30 легких бомбардировщиков. Устаревшие Р-5 турок не устраивали. Оставалось лишь предложить им Р-3ет. Но резонно сочли, что сначала надо насытить новыми самолетами собственные ВВС. Турецкий запрос был отвергнут.

Р-3ет попали за границу через два года, во время гражданской войны в Испании. Советский Союз оказал помощь оружием и военными специалистами республиканскому правительству в борьбе с мятежниками генерала Франко.

«3еты» попали на Пиренеи позже, чем ССС и СБ. В ноябре 1936 г. в проекте секретного постановления впервые появляется фраза «отправить в X (так даже в секретных документах именовалась тогда Испания. — Прим. авт.) 31 самолет Р-3ет М-34Н с запчастями и оборудованием…». Цифра 31 соответствовала тогдашнему штату советской легкобомбардировочной эскадрильи. Машины предполагали использовать новые, из числа выпускавшихся заводом № 1 по заказу Наркомата обороны. Позже количество увеличили вдвое. Закрыть весь объем новыми «зетами» оказалось невозможно, и 107-й авиабригаде (учебной бригаде Военно-воздушной академии) в Серпухове предписали сдать и упаковать дюжину своих самолетов. Но в итоге 50 машин отгрузили со склада в Рогани и 12 — с завода.

Погрузка производилась в Одессе под надзором комкора Аппоги. По плану отправку предполагали начать с 20 апреля 1937 г., но, по-видимому, сроки подвергли коррекции: в середине марта первые машины уже были в Испании.

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

Их собрали на аэродроме Ла Рабаса под Аликанте. «3етами» укомплектовали 20-ю авиагруппу, состоявшую сначала из двух, а потом из трех эскадрилий. Каждая из них получила по 12 P-Z, названых испанцами «Наташа». Остальные остались в резерве. Экипажи набрали из испанской морской авиации; они имели хорошую подготовку. Советских летчиков в этой группе насчитывалось очень немного. Командовал группой русский — Котов, но командиры эскадрилий все были испанцами. В процессе переподготовки имели место три аварии, но во всех случаях самолеты удалось отремонтировать.

В бой 20-ю группу впервые бросили во время сражения в Гвадалахаре. В знаменитом разгроме итальянской моторизованной дивизии на Французском шоссе они не участвовали, но зато немало поработали под Бриуэгой. Первый боевой вылет состоялся 12 марта, когда еще итальянцы наступали, а самая большая активность была после 18 марта, когда республиканцы перешли в контрнаступление. В условиях временно достигнутого республиканскими ВВС превосходства в воздухе «зеты» действовали довольно успешно. Летали днем, бомбили пооди-ночно, тщательно прицеливаясь. В условиях гор итальянские механизированные части оказались привязаны к дорогам, а длительные дожди создавали множество «пробок», ставших прекрасными мишенями для бомбардировщиков. Дезорганизованные части противника не могли развернуть достаточно эффективной системы ПВО, и весь первый месяц «зеты» потерь не имели.

На 12 апреля 1937 г. в 20-й группе были три эскадрильи: в Мадриде — 14 самолетов, в Минаресе — девять и в Ви-лья-Франка-де-Лос-Кабаньерос (дальше будем писать просто Вилья-Франка) — девять. «3еты» использовались как легкие дневные бомбардировщики, действовавшие по целям у линии фронта или в ближайшем тылу противника.

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

В основном они бомбили пехоту, артиллерию и обозы, иногда железные и автомобильные дороги и заводы. Например, 23 апреля пятерка Р-3ет под прикрытием шести И-15 совершила вылет на бомбометание по войскам противника в Каталонии, в 11 км от Теруэля. На 25 апреля в строю имелось 25 исправных Р-3ет и шесть в ремонте.

Гораздо реже летали на разведку или патрулирование над морем. Так, 1 мая «зеты» прикрывали пароход, идущий с военными грузами.

Тем временем из СССР поступила еще одна партия Р-3ет. Сборку этих машин завершили к 9 мая. Прибытие новой техники позволило, использовав часть личного состава 20-й группы, сформировать 50-ю отдельную эскадрилью. На 31 мая 28 «зетов» (из них 21 исправный) находились на аэродроме Вилья-Франка, 31 (30 исправных) — в Аргамасилье.

В том же месяце сделали попытку перегнать самолеты на изолированный север страны, но неудачно. Один Р-3ет разбился (причем на территории Франции), а остальные вернулись назад.

Все лето 1937 г. самолеты P-Z активно использовались на фронте, причем в отличие от ССС, после сражения под Гвадалахарой в основном перешедших на «ночной образ жизни», продолжали летать днем как легкие бомбардировщики. В то же время как разведчики их не применяли, сознавая уязвимость этих бипланов от истребителей. Действительно, «зеты» начали нести потери. Самолет оказался уязвимым (куда более уязвимым, чем ССС) по отношению к зенитным средствам даже малых калибров. При поврежденном двигателе вынужденная посадка обычно приводила к поломке шасси (вспомните о неуправляемом развороте на пробеге). 2 июня один «зет» был подбит и сгорел при вынужденной посадке.

Но особенно досаждали истребители противника. 11 июня две пары «зетов» вели разведку близ линии фронта.

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

Последняя пара была перехвачена «фиатами» и сбита. Один самолет упал на территории противника, второй дотянул до своих и совершил вынужденную посадку.

При полетах большими группами «зеты» отбивались от итальянских «фиатов» довольно успешно. Традиционным приемом борьбы с ними было смыкание в плотный «клин» или «клин звеньев» и разгон на пологом пикировании. При этом все стрелки сосредотачивали огонь на головной машине противника, потом на следующей и так далее. 15 июня 1937 г. подобным образом сбили CR.32, атаковавший звено P-Z на отходе от цели. Кроме того, республиканские бомбардировщики обычно сопровождались истребителями И-15 из расчета один к одному. Так, 7 июля 27 самолетов 20-й группы с прикрытием из 21 истребителя бомбили войска в районе Махадаонде, в ходе воздушного боя был сбит один «фиат».

Сильным противником для P-Z стали немецкие истребители-монопланы Мес-сершмитт Bf I09B. 9 июля 1937 г. они сбили под Брунете сразу четыре «зета».

Испанцы обычно летали на задания группами, включавшими от трех до 15 P-Z. Бомбили с горизонтального полета с высоты 400 — 1000 м — в зависимости от интенсивности зенитного огня. В плохую погоду иногда сбрасывали бомбы даже со 150 — 200 м. Многие документы отмечают высокую точность бомбометания с «зетов», особенно при работе большими группами. Пожалуй, самый крупный налет имел место 20 июня, когда 35 Р-3ет одновременно атаковали южные окраины Уэски.

Интенсивность полетов была разной, в зависимости от погоды и обстановки на фронте. Так, 11 июля совершили 80 самолето-вылетов.

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

Если учитывать, что в это время в наличии имелось около 60 машин, то получается немного больше одного вылета в день. 11 июля интересно еще и тем, что по пути «зеты» сами атаковали вражеские бомбардировщики. Они, правда, никого не сбили, но нарушили строй «юнкерсов», поспешно сбросивших бомбы.

Большой успех пришелся на 24 августа. 20-я группа совершила налет на аэродром в Сарагосе, уничтожив семь самолетов противника.

В конце сентября все 46 оставшихся у республиканцев P-Z свели в четыре эскадрильи новой, 30-й группы. Из-за потерь число советских бипланов постоянно уменьшалось, в частности, из-за аварий. Например, при грубой посадке выворачивались нижние лонжероны с узлами крепления шасси. Многие машины ремонтировали не по одному разу. Некоторые запчасти изготавливали в Испании. Но моторы везли из СССР. Из-за их острой нехватки в сентябре 12 самолетов пришлось законсервировать.

За первую половину 1938 г. ремонтники смогли существенно пополнить авиапарк на фронте: в январе насчитывалось 29 боеспособных машин, в мае — 44.

С 25 июля 1938 г. почти все республиканские самолеты отправили в Каталонию, где началась битва у реки Эбро. Туда перелетела и одна из эскадрилий «зетов» (девять машин). Позже их использовали в основном на второстепенных участках фронта, поскольку республиканская авиация численно значительно уступала противнику. На Центральном фронте осталось девять СБ, три эскадрильи «зетов» (28 машин), а также девять «грумманов» и шесть ССС. Р-3ет там летали без прикрытия, реже с сопровождением И-15.

К концу лета 1938 г., после боев под Те-руэлем и на реке Эбро, у республиканцев оставалось 32 — 33 исправные машины.

боевой вылет,бригада,разведка,бомбометание,авиабригаде,летать

Осенью благодаря ремонтникам положение немного поправилось. На 1 октября числилось 40 «зетов» (все боеспособны), из них 11 в Каталонии и 29 — на Центральном фронте.

23 декабря 1938 г. стал черным днем для испанских «зетов»: группа бомбардировщиков напоролась на большое количество итальянских истребителей, сбивших сразу девять машин (четыре потом восстановили).

В 1938 г. среднемесячные потери «зетов» составляли около 5%, безвозвратные — примерно половина от этого. Средний срок боевой службы Р-3ет оказался около 600 дней (СБ жил 172 дня). Такая большая величина объясняется тем, что их редко применяли на важных участках фронта в активных операциях. Однако в январе 1939 г., когда война вошла в свою критическую фазу, пришлось летать часто и не считаясь с потерями. С окончанием гражданской войны две эскадрильи P-Z (20 самолетов) сдались франкистам в Баррахасе, а одна (13 машин) перелетела в Алжир и была интернирована французами. Вместе с возвращенными французскими властями машинами послевоенные испанские ВВС получили в общей сложности 36 P-Z в различном состоянии. Ими оснастили авиагруппу 2-G-43, дислоцировавшуюся в начале 1940-х гг. в Марокко.