В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ

Не менее важные для Германии события разворачивались в Средиземноморье, где Муссолини, развязавший военную операцию против Греции, после высадки английских войск попал в очень сложное положение. Гитлер, в декабре 1940 г. принявший окончатепьное решение о нападении на СССР, был вынужден отодвинуть его срок и сначала «обезопасить южный фланг».

С января по март 1941 г. объектом ожесточённых атак немецкой авиации стал остров Мальта, служивший важным опорным пунктом британского военно-морского флота. Для нейтрализации сил, базировавшихся здесь, немецкое командование выделило X авиакорпус генерал-майора Г. Гайслера в составе четырёх бомбардировочных групп (две из них — I и II/LG1 летали на Ju 88A-5, всего 80 машин), двух групп пикировщиков, группы тяжёлых истребителей и разведывательного отряда. 10 января в результате комбинированного удара с привлечением 40 Ju 87B, Ju 88A и Не 111 получил тяжёлые повреждения авианосец «Илластриес». В марте 1941 г. к налётам на Мальту присоединилась группа III/KG30, вооружённая бомбардировщиками Ju 88A-6.

В первой декаде апреля без объявления войны немцы напали на Югославию и Грецию. В операции «Марита» участвовал 4-й воздушный флот, включавший эскадру KG51, а также группы I/LG1 и I/LG2 на Ju 88A. Ранним утром 6 апреля 1941 г. бомбардировщики эскадры KG51 нанесли удар по Белграду, а 13 апреля по личному приказу Гитлера группа III/KG51 с применением 1000-кг бомб атаковала Сараево, куда, как предпопагалось, переехало югославское правительство. Потери немецких бомбардировочных групп были невелики и в основном произошли вследствие отказов матчасти или плохих метеоусловий.

Так, в III/KG51 три бомбардировщика потерпели аварии и катастрофы и были списаны, еще три отправлены в заводской ремонт, а две машины отремонтированы техническим персоналом. В ходе 14 заданий группа совершила 148 боевых самолёто-вылетов и сбросила 154 т бомб.

В этот же период для борьбы с конвоями у берегов Великобритании оставалась единственная группа Ju 88A — II/ KG30 с 25 машинами, но и ту вскоре после нападения на СССР перебросили в Норвегию.

В середине мая 1941 г. в рамках операции «Меркурий» германские воздушно-десантные войска высадились на о. Крит, занятом подразделениями английской армии. С воздуха их поддерживали многочисленные части Люфтваффе, в том числе группы I, II/LG1 и III/KG30 с бомбардировщиками Ju 88A. Утром 11 мая бомбардировщики из эскадры LG1 атаковали четыре эсминца, обнаруженные между Критом и Тобруком. В результате трёх ударов «Ливили» и «Киплинг» получили тяжёлые повреждения и пошли ко дну, а третий — «Шакал» затонул следующим утром, хотя его пытался отбуксировать в базу единственный уцелевший эсминец «Джервис». Немцы заплатили за этот успех всего двумя потерянными Ju 88A. 22 мая пикировщики из 2/LG1 добили повреждённый английский крейсер «Фиджи», а 1 июня примерно в 100 милях к северу от Александрии два Ju 88A из эскадрильи 4/LG1 потопили лёгкий крейсер «Калькутта».

Ещё одним театром для Ju 88A стала Северная Африка, где с 12 февраля 1941 г. действовал корпус генерал-майора Э. Роммеля. Весной и летом того года в подчинении командующего авиагруппой «Африка» находилась (помимо подразделений истребителей, пикировщиков и ближних разведчиков) бомбардировочная группа III/LG1 (27 машин на 1 июня).

На греческом аэродроме Эле-усис в начале июня базировались группы I/LG1 с 30 Ju 88A-4/Trop и II/LG1 с 25 такими же машинами.

После ряда поражений, нанесённых немецким Африканским корпусом англичанам, последние попытались прервать снабжение итало-германской группировки. С октября по декабрь 1941 г. в результате совместных действий флота и авиации Великобритании из 123 000 брутто-регистровых тонн (брт) грузов, отправленных противником морем, в Триполи доставили только 44 500 брт.

19 ноября англичане начали наступательную операцию «Крусейдер» и к 6 января 1942 г. фактически отбросили войска Роммеля на позиции, с которых он начинал год назад. Стремясь предотвратить катастрофу в Северной Африке, Гитлер распорядился значительно усилить группировку Люфтваффе в Средиземноморье, куда с советско-германского фронта перебросили штаб 2-го воздушного флота и часть его соединений. К концу января 1942 г. это авиационное соединение под командованием генерал-фельдмаршала А. Кессельринга насчитывало 650 боевых самолётов. Только в составе II авиакорпуса имелось около сотни «восемьдесят восьмых»: в KGr 606 — 20 Ju 88A-4/Trop (10 исправных), в KGr 806 — 17 Ju 88A-4/Trop (шесть исправных), в I/KG54 — 13 Ju 88A-4/Trop (восемь исправных), в II и III/KG77 — 36 Ju 88A-4/Trop (24 исправных).

Вплоть до мая 1942 г. ситуация в Африке оставалась стабильной. Перед Кес-сельрингом вновь поставили задачу — вывести из игры Мальту. С конца марта возобновились массированные налёты на остров и гавань Ла-Валетты.

На этот раз немцы ввели в сражение гораздо большие силы, нежели годом ранее. С 24 марта по 12 апреля бомбардировщики II авиакорпуса выполнили 2159 боевых вылетов, потопили множество судов, разрушили доки и железнодорожные объекты, вывели из строя системы энерго- и водоснабжения. Только на Ла-Валетту в апреле немцы сбросили 3156 т бомб. В отдельные дни экипажи Ju 88 совершали до четырёх боевых вылетов. 20 апреля авианосец «Уосп» доставил на Мальту 45 истребителей «Спитфайр» V, но после ряда ударов по аэродромам, в которых участвовало 325 Ju 87 и Ju 88, половина прибывших машин была потеряна. По состоянию на 10 мая 1942 г. 2-й воздушный флот располагал 77 Ju 88A (42 исправных) во II авиакорпусе и 61 (32 исправных) — в X авиакорпусе. В этот день 20 Ju 87 из NI/StG3 и 10 Ju 88A из KGr806 под прикрытием истребителей попытались расправиться с британским судном снабжения «Уэлшман», зашедшим в гавань Ла-Валетты, но встретили ожесточённый отпор со стороны «спитфай-ров» и «харрикейнов». Немцы потеряли четыре Ju 87, четыре Ju 88A и три истребителя Bf 109.

В июне командование «Африка» обеспечило максимальную поддержку армии Роммеля, вновь перешедшей в наступление. Пикировщики совершали до сотни вылетов ежедневно. Поддержанные бомбардировщиками Ju 88A с Крита и прикрытые истребителями, они способствовали быстрому продвижению танковых дивизий; 21 июня Тобрук пал. Казалось, дорога к Суэцкому каналу открыта. Британцы яростно сопротивлялись. Во время набега на Тобрук 14 сентября 1942 г. лёгкий крейсер «Ковентри» был тяжело повреждён бомбардировщиками Ju 87 из HI/StG3 и Ju 88A из I/LG1, оставлен экипажем, а затем добит эсминцем «Зулу».

Однако в конце октября удача отвернулась от Роммеля.

Он проиграл сражение у Эль-Аламейна, а 8 ноября англичане и американцы высадились у него в тылу — в Оране, Алжире и Касабланке, развернув вторую мощную группировку в Северной Африке. Люфтваффе принялось наращивать силы в Средиземноморье. В середине декабря 2-й воздушный флот достиг пика могущества: в его составе насчитывалось уже 1220 боевых самолётов, 850 из которых базировались в Тунисе, на Сицилии и Сардинии.