ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

зенитчик,боевой вылет,парашют,войсковую авиацию

К началу Великой Отечественной войны в штурмовых полках «зетов» уже не было. В войсковой же авиации, бывшей тогда довольно малочисленной, сохранялись и Р-5, и ССС, и P-Z. Всего в составе боевых частей ВВС РККА на 22 июня 1941 г. имелось 292 P-Z. В большинстве округов старых бипланов оставалось немного — по 30 — 50 машин. Крупная группировка имелась только в Западном особом округе (108 P-Z). Значительная доля этих самолетов была небоеспособна. Годных к полетам машин насчитывалось около 65%.

Части войсковой авиации в приграничных округах базировались поблизости от границы. Когда грянула война, первые удары Люфтваффе пришлись именно по этим передовым площадкам. Много самолетов было уничтожено на аэродромах, повреждено и брошено при отступлении. Немцы с удовольствием фотографировали разбитые старые бипланы, застывшие на своих стоянках.

Попытки использовать устаревшие машины как разведчики и легкие бомбардировщики днем в условиях господства противника в воздухе обычно заканчивались печально.

Более эффективным представлялось их применение под покровом ночи. В сентябре 1941 г. Генеральный штаб рассмотрел вопрос о создании частей на самолетах У-2, Р-5 и Р-3ет. Мотивировка звучала так: «В связи с наступлением плохой погоды и недостатком подготовленных аэродромов боевая авиация на новой скоростной материальной части будет действовать ограниченно, а поэтому считаем необходимым использовать тихоходную авиацию, способную летать в дождь, при низкой облачности и даже в облачную ночь. Все тихоходные самолеты имеют незначительный шум моторов, что позволяет на малых высотах появляться совершенно неожиданно для противника над полем боя, изнурять немецкие войска по ночам, мешая им совершать передвижения и сосредоточение».

Первоначально предполагалось сформировать 10 полков на Р-5 и Р-3ет уже к 30 сентября.

зенитчик,боевой вылет,парашют,войсковую авиацию

Материальная база для этого имелась. На 20 сентября в тыловых округах числилось 57 Р-3ет и еще 215 в учебных заведениях ВВС. 2 ноября появилось постановление ГКО о формировании уже 60 ночных легкобомбардировочных полков (нлбап). Большей их части предстояло летать на У-2, некоторым — на Р-5, и уж совсем немногим — на Р-3ет.

Полки создавались, как правило, на базе летных школ и училищ и собирались очень поспешно. Личный состав комплектовался курсантами и инструкторами школ, оттуда же бралась техника. Зачастую восстанавливались законсервированные или даже списанные бипланы — из двух-трех машин собирали одну. В сентябре 1941 г. в Харьковской школе летчиков самолетами Р-5 и P-Z укомплектовали 719-й полк. Первый боевой вылет он совершил в ночь на 29 сентября на Юго-Западном фронте, а в ноябре участвовал в разгроме танковой группы Клейста под Ростовом. За первый год войны экипажи этой части совершили 2800 боевых вылетов, уничтожили 108 автомашин, 22 артиллерийские и минометные батареи, 14 зенитных установок, 27 складов, 8 эшелонов, свыше 8000 солдат и офицеров.

В Челябинской школе стрелков-бомбардиров сформировали сразу три полка — 658-й (командир подполковник В.Н. Кулаков-Павлов), 686-й (майор П.Д. Бон-даренко) и 688-й (капитан К.В. Яровой). Эти части укомплектовали Р-5, ССС и P-Z. Всего за короткий срок ВВС пополнились 27 полками на Р-5 и ССС и пятью на P-Z.

Подготовка экипажей в этих частях была довольно слабой. Недоученные курсанты перед отправкой на фронт совершали всего по несколько самостоятельных ночных полетов.

зенитчик,боевой вылет,парашют,войсковую авиацию

Сроки подготовки новых полков были весьма сжатыми. Так, 688-й полк отправился на Западный фронт менее чем через месяц после приказа о его формировании, и уже в день прибытия на передовую машины совершили свой первый боевой вылет.

Тем не менее переброска на фронт такого значительного количества техники позволила существенно усилить ВВС фронтов и армий, частично возместить потери и общую нехватку бомбардировщиков современных типов.

Большую роль сыграли ночные полки в битве под Москвой. Ночники атаковали свои цели поодиночно с высоты 600 — 800 м, с различных направлений с интервалом 3 — 5 минут. На подходе летчик убирал газ и планировал до момента сброса бомб. За ночь совершали до пяти-шести вылетов.

В качестве легкого бомбардировщика P-Z имел ряд преимуществ перед более распространенным У-2. Это, во-первых, дальность. Радиус действия с бомбовой нагрузкой 400 кг у него превышал 300 км. Обычно брали четыре бомбы по 100 кг, или восемь по 50 кг плюс осветительные, или две «сотки» и две кассеты с мелкими осколочными бомбами (по 25 — 30 штук в каждой). Во-вторых, существенно превосходил У-2 по скорости. В-третьих, имел штатное стрелковое вооружение, которое частенько пускалось в ход и для защиты от немецких ночных истребителей, и для обстрела наземных целей. Так, осенью 1941 г. под Ростовом штурман А. Холостых из 719-го полка, отстреливаясь, сбил истребитель Bf 109.

На Волховском фронте с января 1942 г. на Р-3ет воевал 658-й нлбап майора Ми-хеева. Самым удачливым летчиком в нем считался командир 1-й эскадрильи капитан Вийк — эстонец.

зенитчик,боевой вылет,парашют,войсковую авиацию

В феврале того же года он взялся разбомбить немецкое бензохранилище у станции Любань. На подходе к объекту Вийк сделал большой круг и вышел к цели не с востока, а с запада. Убрав газ, он тихо спланировал, и с высоты 250 м штурман Федосов сбросил залпом все бомбы. Прожектора начали лихорадочно искать самолет, но не на западе, а на востоке. Прожекторный луч поймал «зет», когда тот уже скрывался за макушками ближайшего леса. А сзади разгоралось багровое зарево…

В июне эскадрилья Вийка разрушила переправу у Киришей. По ней шли подкрепления на занятый немцами плацдарм. Командир взял на себя самую тяжелую работу — отвлечь зенитчиков. Переправу, спрятанную под фермами разбитого моста, прикрывало несколько зенитных батарей разного калибра. Вийк прилетел первым и начал кружить над позициями зенитчиков, периодически сбрасывая бомбы и обстреливая из пулеметов прожекторы. Дразнил, дразнил и додразнился — в правом верхнем крыле возникла огромная пробоина. Пилот едва дотянул до своего аэродрома, ежеминутно опасаясь, что поток воздуха сорвет остатки перкаля. Зато четыре других Р-3ет тихонько подкрались вдоль русла реки и с малой высоты прицельно разнесли переправу.

В июле Вийк и Федосов получили приказ доставить в немецкий тыл двух девушек-радисток. Сажать их было некуда — задняя кабина «зета» и без того была тесна. Парашютисток уложили на крыло, привязали к стойкам, а тросики пропустили через замки бомбодержателей. Обнаружив партизанские сигнальные костры, штурман дернул за бомбосбрасыватель.

зенитчик,боевой вылет,парашют,войсковую авиацию

Партизаны благополучно получили свой «ценный груз».

Весной 1942 г. много вылетов совершили с целью снабжения отрезанных от своих частей 2-й ударной армии и 13-го кавалерийского корпуса. Возили боеприпасы, продовольствие, фураж для лошадей. Грузы сбрасывали с бреющего полета в специальных десантных мешках. В мешанине своих и чужих полк понес значительные потери. Всего примерно за полгода боевой работы 658-й полк совершил 1606 вылетов, сбросил 642 т бомб, за что 64 человека получили правительственные награды.

Весной и летом 1942 г. многие бывшие легкобомбардировочные полки превратили в штурмовые, переучив их на Ил-2. К концу 1943 г. части легких ночных бомбардировщиков, которые изрядно сократились в числе, постепенно полностью перешли на У-2. В составе ВВС P-Z становилось все меньше, и они переключились на различные вспомогательные задачи: связь, перевозка грузов, а в тылу еще и буксировка мишеней для воздушной стрельбы. В морской авиации к январю 1944 г. осталось всего пять P-Z. Все «зеты» пошли на слом в том же 1944 г.