ВОИНА В ИНДОКИТАЕ

Войну во Вьетнаме собственно начали именно С-47. 12 сентября 1945 г. шесть самолетов высадили на аэродроме Таншон-нят под Сайгоном 150 французских солдат. Окрестности города, уже освобожденного от японцев, контролировали вьетнамские партизаны. Возвращение колонизаторов им совсем не понравилось, и вскоре они стали стрелять по ним так же, как стреляли по японцам. У французов не хватало боевых самолетов, и С-47 приспособили к роли бомбардировщиков, смонтировав под центропланом бомбодержатели для боеприпасов калибром до 100 кг. В фюзеляж грузили канистры с горючей смесью, сбрасывавшиеся через дверь. Только в ходе боев в провинции Тонкий в 1946 г. эти самолеты сбросили 15 т бомб.

В начале 1946 г. в Индокитае действовали 16 С-47 из группы «Турень» (GT 1/61), позже их количество постоянно увеличивалось за счет прибытия подкреплений. Так, в июне 1950 г. поступила военная помощь от американцев — восемь С-47.

В условиях труднодоступной местности, гор и джунглей именно авиация обеспечивала значительную долю перевозок людей и грузов. Транспортные самолеты эксплуатировались в Индокитае очень интенсивно. На долю С-47 приходилась почти половина всех боевых вылетов.

С лета 1946 г. французы стали применять во Вьетнаме и Лаосе воздушные десанты. Например, в апреле 1947 г. у Хоабиня высадились 500 парашютистов, захвативших город. А 20 ноября 1953 г. 64 С-47 сбросили у Дьенбьенфу сразу три батальона десантников, затем — еще два. Позже «дугласы» доставили туда десять разобранных легких танков.

На перевозку одного из них требовалось пять рейсов С-47.

Группировка под Дьенбьенфу снабжалась исключительно по воздуху, так же вывозили больных и раненых. Вьетнамцы располагали артиллерией, в том числе зенитной, поэтому полеты были далеко не безопасны. Машины сбивали в воздухе и расстреливали на земле. 13 марта 1954 г. на аэродроме сожгли два С-47, а 28 марта — еще один. Французы перешли на сброс грузов с воздуха. Опасаясь огня стрелкового оружия, они не опускались ниже 300 м. Из-за этого от половины до двух третей сброшенных грузов доставалось партизанам. В мае французские войска под Дьенбьенфу капитулировали, вскоре было подписано соглашение о перемирии. Французская армия оставила север Вьетнама, а затем вообще эвакуировалась из страны. Последние самолеты покинули аэродром Таншоннят в июле 1956 г.