08. ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ


Первоначально в японской авиации, как и в других странах, превалировали деревянные пропеллеры фиксированного шага. Они имели естественный тёмно-жёлтый или коричневый цвет дерева, покрытого несколькими слоями бесцветного (чуть желтоватого) защитного лака.
В 1930-х гг., когда начали внедрять металлические винты, деревянные лопасти стали покрывать аэролаком с алюминиевой пудрой. Лопасти и втулки металлических винтов не красили, но зато полировали их до блеска. И у металлических, и у деревянных винтов на кончиках лопастей наносили две красные полосы. Первая шириной 30 мм была удалена от конца лопасти на 100 мм, затем через 30 мм ближе к комлю следовала вторая полоса той же ширины, что и первая. Иногда полоски не доходили до кромки лопасти, создавая впечатление маленького флажка. С 1943 г. оставили только одну красную полосу шириной 50 мм, наносившуюся в 50 мм от конца лопасти. Но встречались и жёлтые полосы.
Серебристые поверхности задней стороны лопастей в солнечную погоду давали яркие блики, ослеплявшие пилотов. С конца 1930-х гг. заднюю сторону лопасти стали окрашивать. При этом использовали матовые эмали чёрного, тёмно-зелёного или красно-коричневого цветов. Передняя сторона при этом оставалась серебристой, блестящей. С 1944 г. из соображений маскировки стали красить лопасти с обеих сторон. Цвета остались прежние, причём красно-коричневый применялся только для истребителей J2M и ряда опытных самолётов. Встречались винты спереди коричневые, а сзади — чёрные. Предупреждающие полоски на тёмных лопастях стали не красными, а жёлтыми. Применялась также окраска всего конца лопасти на высоту примерно 100 мм.
В 1945 г. ширину полоски на лопасти для палубных самолётов увеличили до 100 мм при прежнем расположении.