ВТОРАЯ «БУРЯ В ПУСТЫНЕ»

Джордж Буш-младший решил довести до конца дело своего папы — лишить злейшего врага демократии Саддама Хусейна власти в Ираке. В марте 2003 г. США начали проведение операции «Ира-ки фридом»; военные усилия янки поддержали контингенты из Великобритании и Австралии. В первые часы наступления сухопутные войска поддерживало большое количество штурмовиков, загодя собранных на прииракских аэродромах. На пике войны в Ираке действовало порядка 60 А-10А, большей частью из эскадрилий резерва ВВС и авиации Национальной гвардии. Примерно пять десятков «хогов» было сосредоточено на одной базе. Такая «суперэскадрилья» позволяла более гибко использовать штурмовики, при необходимости формируя в короткий срок крупные ударные группы, кроме того, упрощалось обслуживание самолетов и материально-техническое обеспечение. Сосредоточение подавляющего количества штурмовиков на одной-единственной базе вовсе не означало, что все машины действовали именно с этого аэродрома. База Эль-Джа-бах в Кувейте являлась именно базой, а самолеты часто работали с передовых площадок, в частности с захваченных сухопутными войсками иракских аэродромов. К примеру, иракскую базу Талил штурмовики стали использовать уже на четвертый день после ее захвата наземными частями, международный аэропорт Багдада — на третьи сутки. А-10А, не принадлежавшие «суперэскадрилье», применялись чаще всего для прикрытия вертолетов в ходе поисково-спасательных операций.

В основном штурмовики решали задачи по непосредственной авиационной поддержке сухопутных войск.

Обычно запрос на такую поддержку приходил без указания конкретного типа летательного аппарата, призванного выполнить задание. Выбор в подавляющем большинстве случаев падал на А-10А. За вторую «Бурю в пустыне» штурмовики совершили боевых вылетов больше, чем самолеты любого другого типа. Схожая ситуация сложилась с поисково-спасательными операциями. Изначально и здесь тип самолета для сопровождения вертолетов и отсечения неприятеля от места эвакуации сбитого летчика не определялся, но получилось так, что от 80 до 90% таких заданий пришлись на «хоги».

Помимо непосредственной авиационной поддержки наземных войск и участия в поисково-спасательных операциях, штурмовики довольно часто выполняли полеты на «дорожный патруль» — то есть вели разведку и охраняли колонны «дружественных» войск на пути к Багдаду. При обнаружении противника штурмовики или атаковали его сами, или вызывали усиление; в последним случае пилоты штурмовиков становились авиационными наводчиками, «дирижируя» авиационным «оркестром». Именно полеты на патрулирование дорог считались самыми опасными.

Как раз в таком вылете произошел случай, в результате которого у Америки появился новый герой, точнее — героиня. Пара А-10А прикрывала с воздуха механизированную колонну американской 3-й пехотной дивизии недалеко от Багдада. Пилотом ведомого штурмовика была женщина — капитан Ким Кэмпбелл (в 2003 г. в ВВС США насчитывалось 114 летчиц). Кэмпбелл заметила на земле вспышку, характерную для пуска ракеты П3РК, после чего немедленно ввела штурмовик в левый вираж с большой перегрузкой.

Не помогло — ракета поразила левый двигатель, взрывом разрушило часть левого стабилизатора, из строя вышли обе гидросистемы — основная и резервная. Штурмовик завалился на крыло и начал терять высоту. В подобной ситуации летчику предписывается катапультироваться, но капитан Кэмпбелл решила попробовать вернуться на базу, используя ручную систему управления, которую даже мужчины считали чрезмерно тяжелой. Но хрупкая дама-капитан сумела перевести поврежденный самолет в горизонтальный полет, а далее, следуя за ведущим, дотянуть до базы Эль-Джабер. В послевоенном интервью она заметила: «То был самый длинный час в моей жизни». После осмотра самолета Ким вымолвила только одно слово: «Вау!» «Феноменально!» -дополнил ведущий. Механик выразился проще и непечатно.

На следующий день капитан Кэмпбелл снова вылетела на боевое задание, правда, уже на другом самолете. Историю эту американские средства массовой информации раздули моментально, но имя и фамилия пилота не разглашались по требованию военной цензуры. Летчик был обозначен буквами «КС», однако, какой-то ушлый журналист вспомнил о капитане Kim Campbell… Так отважная женщина стала самой известной летчицей второй войны в Ираке.

Единственный за эту войну А-1 ОА иракцы сбили 8 апреля, на следующий день после «приключений» Ким Кэмпбелл. Пара штурмовиков из 75-й эскадрильи также выполняла задание по прикрытию колонны наземных войск в районе Багдада. «Хоги» шли на малой высоте, а их силуэты отлично проецировались на фоне низкой облачности.

Обнаружив противника, летчики выполнили несколько заходов. Ведущий самолет был сбит ракетой ЗРК «Роланд», но пилот майор Джим Эвальд успел катапультироваться. С места приземления его эвакуировал поисково-спасательный вертолет HH-60G.

Еще один А-10А, третий за три дня, получил повреждения 9 апреля над Багдадом. Штурмовики работали по вызову армейского командования. От попадания пуль вышел из строя один двигатель, но летчик благополучно долетел до Талили.

Одним из первых случаев боевого применения штурмовиков во второй «Буре» стало оказание поддержки с воздуха британским морским пехотинцам, которые вели тяжелые бои на полуострове Фао, где располагались основные нефтяные месторождения Ирака. После трех дней боев, 23 марта, британская морская пехота заняла полуостров.

Продвижение американской морской пехоты в глубь Ирака было остановлено иракцами под городом Насирия. Наступление возобновилось после обработки позиций иракских войск авиацией. Значительное количество боевых вылетов под Насирию выполнили А-1ОА из 190-й эскадрильи авиации Национальной гвардии.

Американская морская пехота традиционно рассчитывала на «свою» авиацию, предпочитая призывать на помощь самолеты AV-8B и F/A-18. Как выяснилось, в отдельных случаях поистине хирургическую помощь морпехам могли оказать лишь «хоги». В одном из сражений в предместье Багдада иракские солдаты и американские морские пехотинцы столь основательно перемешались, что пилоты самолетов авиации корпуса морской пехоты не гарантировали поражения только сил неприятеля.

На помощь пришла «дежурная» пара штурмовиков, ведомая майором Скоттом Куэлом из 11 О-го авиакрыла авиации Национальной гвардии штата Мичиган.

Техника морских пехотинцев в количестве от 12 до 15 единиц, включая танки, продвигалась к месту, где, по данным разведки, мог находиться Хусейн. Морпе-хи попали в засаду, 42 из них получили ранения, в том числе восемь человек были тяжело ранены. Абсолютно вся техника получила минимум по одному попаданию гранаты РПг ДЛЯ эвакуации раненых вызвали вертолеты, но они не смогли прорваться сквозь плотный зенитный огонь. У морских пехотинцев подходили к концу боеприпасы. В положении дежурства в воздухе с целью оказания авиационной поддержки в это время и в этом районе находились два F-14 и два «харриера», вооруженных корректируемыми бомбами с лазерным наведением. Но противников разделяло расстояние всего в 20 м, то есть менее радиуса поражения бомбы.

Майор Куэл рассказывал: «… Мы выполнили три или четыре «прикидочных» прохода на высоте примерно 150 м для определения точного местоположения своих и чужих. Каждый раз приходилось пролетать сквозь стену огня, по нас стреляли не только из автоматического оружия, но также из РПг Противник находился в мечети. Я выпустил по ней примерно 300 снарядов из пушки, столько же — мой ведомый. Мечеть была разрушена, порядка 250 врагов мы убили…. Вертолеты смогли приземлиться, забрать раненых и доставить подкрепления».

Вообще, поражение наземных целей пушечным огнем в этой войне стало рутинной работой: было израсходовано 311 597 снарядов калибра 30 мм, в 20 раз больше, чем снарядов к авиационным пушкам калибра 20 мм! По словам капитана Билла Чила из 11 О-го крыла авиации Национальной гвардии штата Мичиган, выполнившего на штурмовике А-10А 14 боевых вылетов в Афганистане и 38 — в Ираке, 30-мм пушка представляет собой очень гибкое оружие.

При выполнении атаки с использованием пушки на идентификацию цели уходит меньше времени, а сама атака получается более скоротечной — при сбросе бомб приходится учитывать возможность поражения самолета осколками от разорвавшихся боеприпасов, а при пуске УР «Мэйверию> -дольше выдерживать боевой курс. Капитан Чил на штурмовике А-1 ОА выполнил 14 боевых вылетов в Афганистане и 38 — в Ираке.

Целями высшего приоритета для штурмовиков считались пусковые установки баллистических ракет «Скад» И противокорабельных ракет «Силкуорм». Одним из немногих пилотов, сумевших отыскать и по разить «Скад», стал упоминавшийся ранее майор Куэл. На охоту за ракетами он в качестве ведущего пары А-10А вылетел уже в первую ночь войны: «… Мы искали «Скад», цель высочайшего приоритета. Удача нам не сопутствовала, тогда мы приступили к поискам 57-мм зенитных пушек. Чтобы подсветить землю, отстрелили ИК-ловушки. Поиск вели в очках ночного видения и сразу после отстрела ловушек правее линии пути и немного впереди обнаружили три пусковых установки «Скад» И несколько автомобилей обеспечения. Выполнив разворот, мы легли на боевой курс. На цели сбросили ‘етыре 227-кг бомбы, одна из пусковых установок была накрыта прямым попаданием бомбы. Последовал мощнейший взрыв — вторичная детонация. По двум другим пусковым установкам мы выпустили одну УР «Мэйверик» и израсходовали порядка тысячи 30-мм снарядов. Обе пусковые установки также были уничтожены…» Этот боевой вылет продолжался 2,5 часа.

Как и в 1990 — 1991 гг., А-10А сеяли страх и ужас среди иракских солдат, и не только иракских. 28 марта «Тандерболт» «удачно» отстрелялся по колонне британских БМП под Басрой.

Несколько «томми» получили ранения.

Американские и британские войска уверенно продвигались в глубь Ирака, полагаясь на мощную поддержку со стороны авиации. Штурмовики действовали круглые сутки. Очки ночного видения позволяли эффективно использовать ракеты «Мэйверик>} в темное время суток. Впервые применялись А-10А, оснащенные контейнерами LITENING ER (ER — ехtепdеd гапgе), содержавшими инфракрасную и телевизионную обзорно-прицельные системы и лазерный дально-мер-целеуказатель.

Использовались штурмовики и в качестве передовых авианаводчиков, координируя нанесения ударов с других самолетов и боевых вертолетов. Особенно важна такая работа была в ходе уличных боев в Басре и Багдаде. Часто самолеты стартовали с захваченных иракских аэродромов. 5 апреля первые американские части достигли Багдада, а через несколько дней столица Ирака оказалась полностью в руках американцев. Саддам бежал. Через 30 дней после своего начала операция по свержению Хусейна завершилась полным успехом. Американцы прочно вляпались теперь еще и в Ирак.

Был потерян всего один самолет, несколько штурмовиков получили серьезные боевые повреждения, хотя и сумели вернуться на базу. Вклад А-10А в успех операции огромен и сомнению злопыхателей не подлежит.

Как известно, война в Ираке отнюдь не завершена. В 2007 г. там находилась одна эскадрилья штурмовиков, которая в оперативном отношении подчинялась командованию 2-го авиакрыла морской пехоты на авиабазе Эль-Асад в провинции Анбар. За первые четыре месяца прошедшего года штурмовики выполнили в Ираке 820 боевых вылетов, в которых 22 раза использовалось оружие.