ВТОРОЙ ЭКЗЕМПЛЯР.

ВТОРОЙ ЭКЗЕМПЛЯР.

К 15 октября 1970 г. опытный завод ОКБ закончил сборку второго опытного экземпляра, Як-ЗбМ №02 (ВМ-2).

К этому времени уже был готов стенд сил и моментов. На него и поставили ВМ-2 для снятия характеристик управления и исследования влияния рециркуляции газов и подсоса самолета к земле из-за влияния реактивных струй. Ведущим инженером был ГА. Матвеев. Для уменьшения рециркуляции решили установить вдоль фюзеляжа ребра, а сопло переднего подъемного двигателя повернуть на 15° от вертикали против направления полета.

24 ноября Мухин выполнил на Як-ЗбМ №02 три скоростных рулежки, а через три дня — первый подлет. Затем в ЛИИ состоялся методический совет МАП, который принял решение о первом полете, пока чисто по-самолетному. Поскольку машина обладала большой посадочной скоростью (340 — 360 км/ч), а тормозного парашюта на ней еще не было, решили тормозить на пробеге с помощью поворота сопел ПМД.

2 декабря 1970 г. Як-ЗбМ №02 впервые поднялся в воздух. На пробеге Мухин перевел сопла ПМД в вертикаль, значительно сократив разбег. До 13 июля 1971 г. он сделал на «двойке» десять полетов по-самолетному.

Всего с 22 сентября 1970 г. по 13 июля 1971 г. на первой и второй машинах Мухин выполнил 49 полетов. Именно ВМ-2 принял на себя почти всю тяжесть заводских испытаний и на суше, и на море. Они закончились в апреле 1972 г.