ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

С 1930-х гг. основной для внутренних поверхностей была масляная эмаль А-14 стального (серого) цвета и ее глиф-талевый вариант А-14ф. При ремонтах она могла наноситься на поверхность, окрашенную до этого практически любым способом. Окрашивались ею внутренняя поверхность фюзеляжа, кабина, каркасы, обода и диски колес, стойки и подкосы шасси, моторамы, внутренние поверхности закрылков, иногда моторы и т.д. На металлические поверхности эмаль наносилась по цинкхроматно-му грунту АЛГ-1 желтого (от светло- до темно-желтого) цвета, на деревянные — сразу. Высохшая пленка эмали А-14 была блестящей, серого, без заметных оттенков, цвета средней светлоты. Дюралюминиевые каркасы могли покрываться только одним грунтом АЛГ-1.

В начале войны сделали попытку упростить правила окраски внутренних поверхностей. Инструкцией, выпущенной в июле 1941 г., предписывались следующие варианты окраски металлических поверхностей: покрытие краской, состоящей из равных частей АЛГ-1 и эмали А-14 или грунтом АЛГ-1 с добавкой 6% алюминиевого порошка. Детали из алюминиевых и магниевых сплавов перед такой окраской подвергались химическому оксидированию или анодированию в хромовой кислоте; алюминиевые детали после анодного оксидирования в серной кислоте окраске не подвергались. Позднее для окраски деталей из магниевых сплавов использовалась система покрытий из слоев грунта АЛГ-1, лаковой грунт-эмали АЛГ-5 серо-зеленого цвета и внешнего слоя синей масляной эмали А-9 (или глифталевой А-9ф). Перед окраской детали из магниевых сплавов, как наименее коррозионностойкие, подвергались химическому оксидированию.

Позднее стальные и алюминиевые детали начали окрашивать просто грунтом АЛГ-5. Такое покрытие было матовым, серо-зеленого цвета средней светлоты.

Трудности снабжения авиазаводов лакокрасочными материалами требовали возможности варьирования окраски в зависимости от наличия тех или иных красок. Поэтому во время войны на заводах внутренние поверхности самолетов могли окрашиваться одним из нескольких ниже перечисленных способов.

Деревянные поверхности имели четыре основных варианта окраски:

• два слоя аэролака All Ал по серому нитрогрунтуДД-113;

• два слоя серой хлорвиниловой эмали ДД-118Б (при использовании эмали ДД-118А наносилось три слоя). Следует заметить, что некоторые партии этих эмалей из-за дефицита цинковых белил могли изготавливаться на алюминиевом порошке. Серый цвет при этом становился серебристо-серым; два слоя серой А-14 (или А-14ф); один слой смоляного клея ВИАМ-БЗ (в основном для самолетов, в конструкции которых применялась дельта-древесина и использовалось склеивание деталей этим клеем).

Как исключение могли применяться аэролаки АН Св.гол. или АМТ-7. Внутренние поверхности деревянного набора могли покрываться бесцветными лаками 17-А или антисептическим АС. Для удобства контроля за состоянием швов на сварные узлы могли также наносить лак 17-А.

При ремонте самолетов выбор вариантов зависел от наличия материалов и вида краски, которой была выполнена окраска раньше. Эмаль А-14 могла наноситься на любое покрытие, клей ВИАМ-БЗ — только на старое покрытие тем же клеем (оно выглядело как пленка красного или буро-красного цвета).

Когда отсутствовал смоляной клей или работа велась при низкой температуре могла использоваться хлорвиниловая эмаль ДД-118Б. Окраска внутренней поверхности лаком АН Ал при ремонтах, как правило, не выполнялась из-за его дефицитности.

Поверхности кабин окрашивались чаще всего серой эмалью А-14. На этом фоне выделялась приборная доска. С первой половины 1930-х гг. она покрывалась черной полуматовой нитроэмалью ФГ-5. Позднее для приборных досок стала применяться черная матовая нитрокраска «Т». Пленка этой краски после высыхания растрескивалась до грунтовочного слоя, который обычно был красного цвета. При этом получался узор из многочисленных красных трещинок на черном фоне.

Для моторов применяли специальные масляные и нитроцеллюлозные лакокрасочные материалы. Существовало несколько вариантов технологии окраски двигателей. Перед окраской их детали покрывались грунтом АЛГ-1 или АЛГ-5 горячей сушки. Затем по первым двум вариантам окраска производилась в черный цвет глифталевой эмалью 2086ф или двумя слоями нитроэмали MB-109 и сверху слоем нитролака МВ-6. Пленка последнего была полуглянцевой, черного цвета, с фиолетовым оттенком.

Еще два варианта предусматривали окраску моторов в серо-голубой цвет двумя слоями глифталевой эмали АМ-4 или последовательным нанесением слоев нитроэмалей МВ-1 и МВ-2. Эти эмали давали глянцевое покрытие средней светлоты.

Детали из магниевых сплавов предварительно оксидировались, грунтовались цинкхроматным грунтом АЛГ-1 и окрашивались теми же эмалями, что и остальные поверхности, но обязательно в два слоя.

Моторы могли окрашиваться и эмалями МВ-8 и МВ-108, которые давали глянцевые покрытия светло-серого цвета.

На всасывающих патрубках моторов оранжевыми нитроэмалями МВ-3 и МВ-4 наносилось октановое число потребляемого бензина.

Моторы воздушного охлаждения покрывались слоем грунта 101/19 (черного цвета), затем цилиндры окрашивались черным масляным лаком 2318/19, а другие детали — отделочным лаком 102/19, тоже черным.

К окраске воздушных винтов никогда не относились как к делу второстепенному. Кроме защиты от коррозии металлических лопастей и от гниения деревянных, здесь имелись еще два аспекта. Первый — окраска должна уменьшать отражение света от вращающегося пропеллера и второй — грубое, шероховатое покрытие сильно снижало скорость самолета. С 1941 г. лопасти окрашивали матовой масляной эмалью А-26м или аэролаком АМТ-6. В обоих случаях перед окраской применялся грунт АЛГ-1 или АЛГ-5, а для АМТ-6 мог использоваться красно-коричневый грунт 138А.

Окраска баков, трубопроводов и агрегатов различных систем для удобства обслуживания выполнялась всегда одним и тем же цветом. Так, баки и трубопроводы бензосистемы имели желтый цвет (масляная эмаль А-6), водяной системы — зеленый (А-7), масло-системы — коричневый (А-8). Элементы и агрегаты гидравлической системы покрывались синей эмалью А-9, кислородной — голубой А-10, воздушной — черной А-12, противопожарное оборудование и система нейтрального газа — красной А-13. Такая система действовала, по крайней мере, с 1937 г., и отклонения от нее могли возникнуть только по причине отсутствия необходимых красок. Так, например, в 1943 г. на заводе № 21 трубки гидросистемы окрашивались нитроэмалью АН Ал.

Все упомянутые выше эмали были глянцевыми, А-7 имела ядовито-зеленый оттенок, коричневая А-8 была довольно темной.

Кроме масляных эмалей все эти системы могли окрашиваться нитроэмалями ДМ тех же цветов, но несколько других оттенков.