ЗА ГОД ДО ВОЙНЫ

28 августа 1940 г. шесть самолетов 134-го сбап. базировавшегося в Подольске, пролетели над аэродромом НИИ ВВС. Экипажам поставили задачу — определить количество и тип самолетов, стоявших на летном поле.

Никто из экипажей даже не смог определить количество машин на земле. Указывались разные числа — от 0 до 17. Только с одного бомбардировщика распознали тип самолетов, назвав два СБ. На самом деле на аэродроме находились 16 камуфлированных машин: шесть СБ, семь И-16, три И-153 и еще по самолету каждого типа в стандартной защитной окраске. Крупнейшие в СССР испытания деформирующей окраски закончились успехом. Теперь руководство ВВС ставило перед НКАП вопрос о камуфлировании с 15 декабря 1940 г. всех самолетов в три, четыре и пять цветов.

Однако для осуществления этого плана недоставало материалов. Испытания проводились на легкосмываемых казеиновых красках, а постоянные покрытия еще только предстояло разработать и изготовить. Новые рецептуры прошли проверку только в декабре. Но главные трудности ждали впереди. Для не-дешифрируемых красок имелся ограниченный набор пигментов — охра, оранжевый, лимонный и желтый крон, умбра, железный сурик, мумия, зеленая окись хрома, ультрамарин, синий и зеленый кобальт. Месторождения на территории СССР количественно могли удовлетворить потребности лакокрасочной промышленности, но по качеству практически все производившиеся пигменты оказались непригодными. Требовалось срочно обеспечить заводы качественными, в частности по тонкости помола, пигментами.

Временно, до разработки матовых покрытий, решили изготавливать недешифрируемые краски «на применяющейся в настоящее время основе», т. е. глянцевыми.

Базовым для камуфляжной окраски должен был стать цвет 4БО. Для перекраски всего парка самолетов ВВС на 1941 г. потребовалось бы 124 т глифта-левой или масляной эмали и 266 т нит-роцеллюлозных аэролаков. Да еще надо было красить новые машины на заводах. Для выпуска такого количества требовалось время.

Несмотря на все проведенные в 1940 г. работы, ни одна из многоцветных схем так и не была применена в серийном производстве. Последним правительственным предвоенным решением по окраске самолетов, проведенным в жизнь, было постановление Комитета Обороны от 23 мая 1940 г. и приказ НКАП № 228с, основное содержание которых сводилось к тому, что с 25 мая вводилась покраска самолетов сверху в зеленый цвет, снизу — в голубой. Именно так окрашивалось большинство советских самолетов к началу войны. Кроме того, в строю находились машины более раннего выпуска, покрытые целиком светло-серой или серебристой краской.

Но ОКБ-115 А.С. Яковлева внедрило на своих опытных самолетах камуфляж, не дожидаясь окончания испытаний деформирующих окрасок в НИИ ВВС. Испыты-вавшийся в июле-августе 1940 г. УТИ-26-1, построенные в октябре того же года И-28 и в апреле 1941 г. И-30 несли достаточно простой двухцветный камуфляж.

Однако «первые ласточки» весны не сделали, и немецким пилотам, атаковавшим 22 июня 1941 г. советские аэродромы, не пришлось долго искать свои цели.